Копыльский квадрат

​23 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения знаменитого художника, родоначальника супрематизма, автора знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича.

23 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения знаменитого художника, родоначальника супрематизма, автора знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Квадратов у Малевича семь: четыре чёрных, три красных и один белый. В каталоге весьма плодовитого абстракциониста – сотни картин, написанных в самых разных стилях. В официальной биографии художника местом рождения сейчас значится Киев. Краеведы белорусского Копыля уверяют, что малая родина – именно в этом городке. С копылянами согласны и потомки Казимира Севериновича, и наш культурный обозреватель Александр Матяс.

Увидел в детстве эти копыльские квадраты – и спустя годы нарисовал. Сработала родовая память, уверенно заявляет краевед. Фамилия Малевич в округе едва ли не самая распространённая. Различали по прозвищам. На улице Кокоричской (теперь Горького) стоит некогда дом Малевичей-Хитрых.

Валентина Шуракова, директор Копыльского краеведческого музея: «Недавно умер ветеран Великой Отечественной войны Пётр Петрович Малевич. Он вспоминал о том, что со Степаном Александровичем (нашим земляком, писателем) пасли коров у Павла Малевича. Слышали от него, что его брат Казимир присылает какие-то весточки. Письма хранились в самом святом месте – за иконой».

Почему же только сейчас занялись связями гения с местечком на юго-западе Минщины? «Тот Малевич был предан забвению в Советском Союзе», – объясняет некогда соседка Хитрых. Москва узрела «Чёрный квадрат» (и не только) каких-то 30 лет назад. Официально пока малая родина – Киев.

Ленина Миронова, профессор Белорусской государственной академии искусств: «Сам не знал, где он родился. В Москве он был москвич, в Варшаве он был поляк, а в Германии он был немец. Это характерный признак такого гражданина мира».

Полвека Миронова преподаёт основы колористики и цветоведения. Учила известного дизайнера Цеслера . Одну из последних монографий педагог назвала «Вялікі мастак з тутэйшых». Ссылается на потомков старшего брата Казимира – Павла (копыльского).

Владимир Филонов, потомок Казимира Малевич: «В семье мало рассказывали. Прежде всего, наверное, витебский период. Оказался связан с тем, как Малевич назвал дочь Уна – «Утвердители нового искусства».

Российская ветвь Малевича (по сестре Марии) с белорусской не общается. Каждый доказывает свою близость. Вроде бы в 1927-м на лекции в Берлине авангардист сказал, что родом из Копыля. В 1930-м указал в какой-то анкете: из семьи копыльского портного. 

Чёрный геометрический орнамент по красному, сочетание синего с жёлтым – опять же в духе создателя супрематизма. Легенды гласят, что в Копыле маленький Казимир расписал немало заборов.

О скромной племяннице Казимира знают больше, чем об авторе «Супрематистской композиции» (эта картина замыкает топ-50 самых дорогих в мире). Мария – в замужестве Шкилевич – работала бухгалтером в районной газете. Уважали, хвалили. Сама же родством не хвасталась.

Валентина Шуракова, директор Копыльского краеведческого музея: «Полистать бы альбом Марии Павловны Малевич. Найти хотя бы фотографию отца, которой сегодня у нас нет. После восстания Кастуся Калиновского, когда семья вынуждена была скрываться, уехали, взяв с собой только маленького Казимира».

Метрики отредактировали – недаром прозвали Хитрыми. Даже даты рождения у Малевича в квадрате. По местным преданиям, Степан (он же Северин) Малевич с семьёй вернулся в Копыль, когда Казику исполнилось то ли 10, то ли 12 лет. Отсюда он и отправился покорять мир большой.

Анатолий Линевич, председатель Копыльского райисполкома: «Мы отыскали дом, где он жил. Будет мемориальная доска. Это всё реально, желание нужно. Надеемся, что и у нас появятся бизнес-проекты с участием наших земляков».

Любой город на земле желает быть частичкой биографии кого-то знакового. Английские селения до сих пор спорят за честь называться родиной Шекспира. А сколько центров у Европы? Могила Малевича долгое время считалась утраченной. Знали лишь, что где-то в полях Подмосковья.

Есть версия, что по завещанию художника его прах развеяли над любимыми местами – в Витебске, Ленинграде и в Копыле. «Чёрный квадрат» сопровождал Малевича до самой смерти. Возможно, был для него порталом и на малую родину.

Подписывайтесь на нас в Telegram