Экзотические змеи, среди которых, уверяют владельцы, ядовитых нет, стали причиной раздора в деревне Линово Пружанского района. Приезжая молодая семья решила заняться необычным бизнесом и завела серпентарий, а вот соседи испугались. В самую «змеиную» деревню страны бесстрашно отправился наш коллега Константин Степанец.
В сравнении с остальной Беларусью, змей в этих местах не так уж и мало. Даже на гербе Пружан, которые отсюда всего в 10 километрах, изображена змея. Однако до недавних пор ассортимент был довольно стандартный – ужи, медянки и гадюки. Но с недавнего времени практически каждый второй житель деревни Линово – это специалист именно по экзотическим видам. Виной всему – импровизированный питомник, который создала здесь одна из приезжих семей. В итоге градус накала страстей на предмет того, хорошо это или плохо, уже практически дошёл до критической отметки.
Меньше года назад Евгений с супругой решили, что место идеально подходит для разведения редких видов змей на профессиональной основе – есть электричество, центральное отопление для поддержания стабильной температуры. До этого жили в столице на съёмных квартирах и проблем не было. А тут – стоило один раз проявить невнимательность…
Евгений Василенко, герпетолог- любитель: «Побег случился таким образом: я убирал здесь и неплотно вставил ящик – не попал в полозья. И не заметил. Образовалась щель – в это время было открыто окно, и за какие-то считанные минуты змея вышла и переползла к соседям с сарай. Сбежала очень нервная пугливая змея – зелёный полоз. Наши соседи, конечно, очень сильно испугались всей этой ситуации, но змея испугалась не меньше. Он находится в сильном стрессе, постоянно сидит в укрытии и уже второй месяц не питается».
До вольных хлебов Евгений работал в минском зоопарке. Там и проникся проблемой исчезающих видов рептилий. К примеру, зелёного носатого полоза целое столетие считали вымершим видом, а сегодня энтузиасты думают, как возродить популяцию.
За время общения с семьёй Василенко на улице собирается стихийный митинг. В меню – мифы и домыслы на любой вкус. К примеру: кормят змей крысами, разводят их тут же – в сарае, который примыкает к школьному двору.
На самом деле в меню у рептилий – отходы деятельности птицефермы. Выглядит тоже не очень, но уж точно не крысы.
Чтобы уменьшить количество домыслов, пару месяцев назад семья Василенко даже открыла двери дома для свободного посещения. Некоторые отважились. В основном, конечно, дети. И теперь у них тут своя фракция.
А вот сельский совет по итогу на стороне большинства. Так или иначе, семья Василенко, хотела в соответствии с законом поставить дело на более-менее широкую ногу. Но закона такого пока нет.
Татьяна Мордань, председатель Линовского сельисполкома и сельсовета: «Они пришли всей семьёй и написали заявление о выдаче справки, что производимая ими продукция – рептилии 21 вид 77 штук, произведена на земельном участке, предоставленном для личного подсобного хозяйства. Отказ – у нас по законодательству рептилии не относятся к сельскохозяйственной продукции».
Суть вопроса – в налогообложении. Если платить налоги как с фермы – то с экономической точки зрения разведение экзотических змей становится убыточным. Между тем, тех же коров или свиней в личном подсобном хозяйстве можно держать всё же ограниченное количество. Если больше – уже ферма.
Татьяна Мордань, председатель Линовского сельисполкома и сельсовета: «Но если у нас рептилии внесли в классификатор сельскохозяйственных животных, надо, наверное, думать нашим парламентариям, как это будет регулироваться другими законами (не только о животном мире).
В близлежащей школе соседству с серпентарием тоже рады не все. Говорят, 1 сентября некоторые дети боялись идти в школу. Но тут, скорее всего, нужно сказать спасибо впечатлительности взрослых, считающих, что любой уж из Линово – это, как минимум, королевская кобра, а то и потомок умертвившего Клеопатру кораллового аспида. И всё же выход из любой конфликтной ситуации – это искусство компромиссов. Директор школы считает, что массовых волнений всё же можно было избежать.
Елена Макаревич, директор Линовской средней школы: «В разговоре с семьёй Василенко я просила не накалять эту негативную среду, чтобы они оградили оконные проёмы сеткой, территорию убрали от зарослей».
Евгений Василенко: «Дошло до угроз. Нашей собаке подкидывают отраву, ломали забор, кидали бутылки в окна – достигло это всё крайней степени. Никто здесь мер никаких не предпринимает. Резонанс большой, люди нервничают, поэтому мы вынуждены отсюда просто уехать. Нам здесь не дадут жить».
Кстати, подобной деятельностью примерно на таком же уровне в Беларуси занимаются всего около 50 человек. Большинство, конечно, в столице. А на Пружанщине эта семейная пара была вне всяческих сомнений, единственной. Так или иначе, в ближайшее время «ноев ковчег» для змей пришвартуется в другой гавани, а синий аспид на Пружанском гербе – это всё же больше не про змей… А про общественное мнение.
Подписывайтесь на нас в Telegram