Обратимся к проблеме, которая в общем-то не имеет отраслевой принадлежности – бюрократия может парализовать работу, где угодно. Участники кооператива «Сеница-2011» долгие годы не могут не то, что вселиться в новые квартиры, даже приступить к строительству.
Коридоры чиновников превращаются в лабиринты, сбор документов – в квест. А вся ситуация в целом напоминает сериал – его первый эпизод мы уже показали летом 2017 года. Похоже, настал черёд второго. Но мы надеемся на лучшее!
Его двухкомнатная квартира пока во всех смыслах со свободной планировкой. Хочешь в этих кустах делай кухню, хочешь – гостиную. А вот кто-то, кажется, решил разместить банкетный зал.
Чтобы представить, что именно здесь уже могли бы жить 70 человек, нужно иметь по-настоящему хорошее воображение. Его соседи по несчастью осмотрительно держатся в стороне. И хоть земля в городском посёлке Мачулищи уже давно их – официально…
Пока её активно используют как площадку для выгула домашних питомцев. Ни тебе забора, ни паспорта объекта. Вокруг участка кипит жизнь, но только не на нём самом.
И хоть с момента выделения земли прошло полтора года – уж наступила новая весна, к этому сроку можно смело добавлять ещё лет семь-восемь. Кооператив со звучным названием «Сеница-2011» начал формироваться и того раньше. Словом, старожилы ЖСК в этом году могут отмечать юбилей.
Александра Тихонович, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «У нас вообще никакого продвижения. Вы посмотрите, сколько люди стоят в кооперативе с 2009 года. Это уже жить можно было. А у нас ещё строительство не началось».
За эти годы кто-то выходил из кооператива, кто-то добавлялся, а несколько человек, увы, так никогда и не станут новосёлами. Как это вообще возможно и почему сеницкий кооператив вдруг оказался в Мачулищах? История эта сродни детективу. Первая серия вышла на большой экран в августе 2017. Уже тогда было понятно: все мыслимые и немыслимые сроки сорваны, а переговоры с местными властями зашли в тупик.
Впрочем, один вариант решения больного вопроса в Минском райисполкоме видели – расформировать кооператив, что как бельмо на глазу. Но куда деваться молодым семьям, многодетным, инвалидам? Кооператив – сплошь из нуждающихся.
Но кто ищет, как известно, всегда найдёт. После того эфира земля нашлась – да ещё и на выбор!
Людмила Новикова, председатель жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «Всё было хорошо. Сначала. Помогли с участком. Мы оформили землю на аукционе. И всё пошло так быстро. Мы думали, что уже в октябре 2018 года должен был быть сдан дом».
Мария Вознякова, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «Мы уже ждали, что вот-вот будет строительство. Потому что за полгода после репортажа очень всё продвинулось».
Увидев вот эту резолюцию на документах, они были уверены: можно паковать чемоданы. И так издевательски выглядят теперь воздушные шарики – будто кто-то поспешил справить новоселье.
Виталий Касперович, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «Самая элементарная бюрократия. Тут больше ничем это не оправдывается. Доходит до таких эмоций, что просто хочется взорваться».
Чтобы не полыхнуло раньше времени, запускаем вторую серию детектива. Место действия новое, да и действующие лица, надо сказать, поменялись.
Итак, кооператив заключает договор с УКСом Миноблисполкома. Тот находит проектную организацию, разрабатывается проект дома – двухподъездного, девятиэтажного…
Что ж, идём в УКС и на столе у директора заключение той самой госэкспертизы – отрицательное.
В этом простом пункте (в кавычках) зарыто сразу две собаки. И встаёт логичный, но, похоже, риторический вопрос: а что до того, как выделять землю под строительство, никто не мог предугадать, что будут такие проблемы?
Валентин Ильюшонок, генеральный директор управления капитального строительства Минского облисполкома: «Так просто сказать, что это был сюрприз. Мы думали, что этот вопрос просто решится быстрее. Мы думали всё-таки, что до выхода с экспертизы у нас это решение будет. Мы до самого последнего ждали».
Он философски говорит, что всё, что ни делается – к лучшему. И эту, казалось бы, парадоксальную для данной ситуации мысль, нам ещё не раз повторят. Но с этим ладно. Так что, нет генплана, тогда мы идём к вам!
И вот он – отнюдь не мифический. Среди разноцветных клочков и та самая земля кооператива. Главный в стране специалист по генпланам пускается в историю, но здесь это действительно важно. Мачулищи – бывший военный городок. В 50-ых здесь построили военный аэродром и рядом селились, понятное дело, лётчики. Чтобы в случае чего, мигом прибыть на военный объект.
Городским посёлком Мачулищи стали только в 1997 году. 20 лет военному объекту пытались придать гражданский лоск. Но получалось, прямо скажем, слабо. А потому в 2017 году решили разработать генплан, чтобы, наконец, подойти к застройке посёлка со всей ответственностью. Правда, в процессе выяснилось, что строить вблизи действующего аэродрома нельзя.
Мешает так называемый санитарный разрыв. Его устанавливают по ГОСТу 1988 года, измеряя шум самого громкого самолёта.
Но что тогда? Ведь без решения вопроса с санитарным разрывом генплан не утвердят…
Александр Хижняк, директор научно-проектного предприятия «Белниипградостроительства»: «Министерство обороны снимает ограничения по шумовому воздействию. В генплане устанавливается принцип: строить можно там, где измерено шумовое воздействие и приняты меры по его уменьшению. После решения этого вопроса – проект получит заключение санитаров, пройдёт экспертизы, будет утверждён и кооператив может строиться».
Вроде бы не так уж и сложно. Тем более, что строительство в Мачулищах уже идёт. Довольно бойко возводят дома для кооператива «Аэродром». Причём у самой кромки военной части. И в принципе понятно, кто там будет жить. И кстати, про шум – видите вертолёт? А он там есть.
Так вот, люди в погонах уверяют, что все ограничения прописаны в санитарном паспорте аэродрома. И с чего бы тогда им что-то менять?
Андрей Гурцевич, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Вооружённых Сил Беларуси: «Данный санитарный паспорт разработан специализированной организацией по требованию Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. В настоящее время заинтересованные госорганы прорабатывают возможные пути и способы начала строительства жилья. Варианты возможны. Один из них – предусмотреть компенсационные меры при строительстве жилого дома. Со своей стороны командование ВВС и войсками ПВО генеральный план городского посёлка Мачулищи в ноябре 2018 года согласовало».
Так может и правда – просто принять меры, чтобы перекрыть шум аэродрома? Но если это и есть план Б, то и с ним не все согласны.
Вадим Николаенко, заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Минского облисполкома: «Да, можно заложить трёхкамерные стеклопакеты, выполнить определённые мероприятия, высадить море деревьев, создать шумозащитную полосу. И это действительно создаст определённые условия. Но мы хотим всё-таки до конца разобраться – надо это делать, не надо. И сегодня стоит вопрос в применении ГОСТов».
Снова смотрим на карту, представляя, как Мачулищи накрывает звуковая волна. Правда, любой местный вам скажет, что куда больше в посёлке шумит железная дорога.
Когда замеряли уровень шума, в небо над Мачулищами подняли ИЛ-76...
Использоваться он может как в военной, так и в гражданской авиации. И что, шуметь он будет по-разному? Если вы уже начали запутываться – потерпите. Всего одно ведомство осталось!
В Минстройархитектуры не скрывают: были в шоке от результатов контрольного полёта.
Анна Кудравец, консультант отдела градостроительства Министерства архитектуры и строительства Беларуси: «Именно по расчёту, который был проведён с полётом ИЛ-76, эта санитарная зона накрыла половину посёлка Мачулищи. Это не санитарный разрыв, который был изначально установлен при размещении этого военного объекта в 1956 году».
А гораздо больше. Так и стало понятно: со всем этим срочно надо что-то делать. Предлагают разработать методику измерения шумов для военной авиации. Ведь выходит, что с подобной проблемой могут столкнуться в разных концах страны.
Анна Кудравец, консультант отдела градостроительства Министерства архитектуры и строительства Беларуси: « Поэтому необходима разработка методики для всей республики – не конкретно для этого объекта, а методики для Республики Беларусь».
К решению этого уравнения со множеством неизвестных подключили Минздрав и Госстандарт. Пока снимался этот сюжет, а за один день все кабинеты не обойдёшь, совещания сменяли друг друга. Так что это – поиск приемлемого для всех варианта или перекладывание ответственности? Ответ, наверняка, у каждого свой. Но что интересно – ни один чиновник не усомнился – дом будет построен. А что же люди? Им предлагают просто немножко потерпеть. Ну, в самом деле, они ж так долго ждали – могут и ещё чуть-чуть подождать.
Не исключено, что в телевизионный прокат выйдет и третья серия этого детектива. И хоть это не слезливая мелодрама и не боевик, где виновника обычно лихо ликвидируют, хотелось бы уже какого-то хэппи-энда.
Подписывайтесь на нас в Telegram