Контуры. Кто соберёт пазл?

Сильная армия, современное вооружение – всё это необходимые элементы обеспечения суверенитета и национальной безопасности практически любого государства. Но этого, конечно, недостаточно.

Сильная армия, современное вооружение – всё это необходимые элементы обеспечения суверенитета и национальной безопасности практически любого государства. Но этого, конечно, недостаточно – для сохранения мира в глобальном смысле важно уметь договариваться. Помните основной мотив создания ООН? Учесть уроки Второй мировой войны. Но сегодня, по оценке многих экспертов, старые правила размыты и не работают. Нужны новые предложения.

Для этого в Германии на Мюнхенскую конференцию по безопасности собрались сотни экспертов, десятки глав государств, правительств, послы и министры. С

Ставки максимально высоки. И если не мир – то в итоге может ничего и не остаться… А главную задачу организаторы форума, судя по названию доклада, который предваряет конференцию, определили в виде большого пазла. Он символизирует систему международного порядка, которая сегодня, в общем-то, в кризисе, то есть находится в процессе даже не полу- а просто распада. И главный вопрос – кто же подберет детали?    

Есть среди них крупные. Это «большие державы» – США, Китай, Россия, от линии поведения которых зависит многое. Есть средние – это так называемые либеральные демократии: Франция, Германия, Великобритания, Канада и Япония. Есть и небольшие детали. Впрочем, противоречия только между большими частями настолько серьёзны, что им для создания единой структуры сложно состыковаться. А сделать это необходимо.

Ведь, по словам главы Мюнхенской конференции по безопасности – немецкого дипломата Фольфганга Ишингера – со времени распада Советского Союза ландшафт глобальной безопасности никогда не был более опасным. Или даже – взрывоопасным.

В подтверждение в докладе приводится по-настоящему горячая десятка конфликтов и кризисов: это Йемен (где из-за гражданской войны продолжается гуманитарный кризис), это Афганистан (где в прошлом году погибли 40 тысяч человек), это разногласия между США и КНР, а также конфронтация между Саудовской Аравией, США, Израилем с одной стороны и Ираном с другой – и здесь крайне высок риск случайного столкновения. Также в рейтинге – Сирия, Нигерия, Южный Судан, Камерун. А также соседняя Украина и, теперь уже, Венесуэла.

Да, есть горячие точки, которые далеко от нас, но есть и те, которые тлеют в соседней квартире, если исходить из того, что Европа – наш общий дом.

Именно такую аналогию привёл Александр Лукашенко, когда в Минске прошла встреча основной группы Мюнхенской конференции. И здесь уместно вспомнить ключевые тезисы нашего Президента, звучавшие во Дворце Независимости в ноябре 2018 года.

Очевидно, что идеи, проекты, инициативы, которые презентовали в Минске, получат развитие и продолжение в Мюнхене. Городе, который в эти выходные стал центром мира, – не столько в плане географии, сколько в контексте выработки решений для прекращения войн и конфликтов.

Собрав в одно целое маленькие кусочки перед глазами возникает фотография главного, заполненного до отказа, конференц-зала «Баварского двора» – отеля, где вот уже в 55-й раз собираются ведущие мировые политики и эксперты, чтобы говорить о мировых угрозах. Пазл участникам предлагает собрать Вольфганг Ишингер – нынешний президент этого форума. Он вышел на сцену с приветственным словом,  надев на себя рождественский подарок своего внука, – толстовку синего цвета, символизирующую флаг Евросоюза. Уже без одной звезды – без Британии, которая покидает ЕС. Но Brexit хозяин форума называет лишь одним и не далеко не главным вызовом современности. Судьбоносные проблемы несёт в себе растущее противостояние мировых держав и их неспособность находить общий язык.

Вольфганг Ишингер, председатель Мюнхенской конференции по безопасности: «Боюсь, что вы все сюда приезжаете, но не слышите друг друга на переговорах. Недостаточно лишь наблюдать за эрозией институтов, которые формировались последние десятилетия. Региональные конфликты, проблемы ядерного разоружения, изменение климата, международная преступность – все эти проблемы созданы людьми. И они должны быть нами решены».

Но как их решить, если главные мировые державы занимают непоколебимые позиции? На сцене – один из первых спикеров конференции, британский министр обороны Гэвин Уильямсон. И почти ультимативный упрёк в адрес России.

Гэвин Уильямсон, министр обороны Великобритании: «Россия, несмотря на все её возражения, явно нарушила договор РСМД и втягивает Запад в «гонку вооружений», в которой он не заинтересован и начинать которую он не хочет».

Тут же на выпады Британии даёт ответ российский сенатор. 

Алексей Пушков, член Совета федерации Федерального собрания России: «Уильямсон приехал сюда не разговаривать с нами и даже не разговаривать о нас, он приехал сюда выдвинуть обвинения предвоенного типа». 

Показательным ответом антироссийской риторике стала реплика Сергея Лаврова, министра иностранных дел России, на просьбу журналиста газеты «Вашингтон Пост» прокомментировать позицию Москвы по Сирии.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Что бы я ни ответил, вы всё равно напишете то, что хотите. Вот, пожалуйста, и пишите». 

Примерно так и в отношениях с США, намекает Лавров. «Чтобы мы не ответили, нас не слышат». Но единства нет и в европейской политике. Италия и Франция разругались из-за «жёлтых жилетов» после встречи  итальянского вице-премьера с бунтующими французами, Эммануэль Макрон не приехал в Мюнхен, США и Германия упрекают друг друга в экономической экспансии. «Угроза национальной безопасности Америки – это завод BMW в Южной Каролине», – под аплодисменты зала процитировала слова Дональда Трампа Ангела Меркель и вообще выступила за многополярность в мировых процессах. В докладе Мюнхенской конференции приводятся любопытные данные – почти 50% опрошенных немцев опасаются усиления не российского, а американского влияния в регионе. А вот решение главного регионального конфликта Европы – войны на Донбассе – канцлер Германии видит только в выполнениях договорённостей, принятых в Минске.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Мы далеки от поставленной всеми участниками встречи в Минске цели, но мы должны продолжать начатую работу именно в контексте минских соглашений».

Но Беларусь невольно становится ещё одним субъектом международного внимания. Выход США и России из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – новая угроза гонки вооружений и линия, которая проходит через центр Европы.

Михаэль Туман, внешнеполитический корреспондент газеты «Die Zeit»: «Выход из договора – не в интересах ни одной Европейской страны и, конечно, не в интересах Беларуси. Я уверен, что Беларусь разделяет позиции стран ЕС – мы все должны постараться усадить США и Россию за стол переговоров». 

А вот Китай отвергает своё участие в переговорах по ДРСМД, потому то ориентируется исключительно на оборонные нужды – пояснил позицию Пекина официальный представитель Китая в ответ на призывы мировых лидеров подключится к диалогу США и России. Как бы не критиковали стратегических партнёров Беларуси, без Москвы и Пекина сегодня невозможно решать глобальные вопросы человечества.

Экс-глава НАТО Андерс фон Расмуссен по-прежнему уверен, что Беларуси необходимы реформы, но уже не требует смены власти, как заявлял об этом несколько месяцев назад. Время идет, всё меняется.

Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО (2009-2014): «Я уверен, что будущее Беларуси зависит от людей, которые живут в вашей стране. Если Беларусь готова к демократическим изменениям, то в будущем, особенно учитывая ваше стратегическое, географическое положение, вы можете сыграть ключевую роль в регионе».  

Пока большие игроки спорят,  небольшие должны ещё активнее работать вместе – особенно соседи. В этом уверен министр иностранных дел Латвии. Рига преодолела политический кризис, сформировав действующее правительство, и должна наверстать упущенное в отношениях с Минском.

Эдгар Ринкевич, министр иностранных дел Латвии: «Я бы хотел сказать, что наши отношения на политическом и экономическом уровне успешно развиваются, мы раз в год встречаемся с моим коллегой, министром иностранных дел Макеем, и в этом году мой черёд ехать в Минск». 

Конечно, многие участники готовы были поговорить о сотрудничестве лично с Президентом Беларуси,  и Александра Лукашенко ждали в Мюнхене, но согласились с тем, что решение текущих экономических отношений с Москвой для Минска – вопрос не меньшей важности, чем внешнеполитический дискурс.

Денис Сидоренко, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Германии: «Другим показательным аспектом является то, что в ежегодном докладе Мюнхенской конференции о состоянии безопасности в мире, специальная сессия, которая посвящена региональной безопасности Восточной Европы, открывается цитатой Главы государства из его выступления на встрече основной группы Мюнхенской конференции  в Минске о появлении новых разделительных линий в Европе, угрозе противостояния между Востоком и Западом». 

И актуальности цитата Александра Лукашенко не теряет – до единства, судя по всему,  сторонам пока далеко. Вице-президент США Майк Пенс требует ужесточить позиции Европы по газопроводу «Северный поток-2» и признать Хуана Гуайдо президентом Венесуэлы. Ангела Меркель призывает ЕС к диалогу с Россией, но поддерживает новый пакет антироссийских санкций. Россия упрекает Запад в непонимании. Пока в кабинетах, залах и коридорах конференции продолжают обсуждать и вырабатывать мировые сценарии, у стен «Баварского двора»  демонстранты несут плакаты. «Просто остановите войну» – так звучит простое требование простых людей.

Войны не будет – будет борьба за мир. У этой короткой фразы, конечно, двоякий, но очень глубокий смысл. Для кого-то борьба за мир – это борьба за мировое господство, для кого-то – вклад в дело мира. Борьба за мир – это, без сомнений, один из главных выводов нынешней конференции и новый термин в мировой политике.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Операторы:
Дмитрий Лац
География:
ЕС