В середине сентября в Душанбе состоится саммит Организации Договора о коллективной безопасности, и здесь предстоит выработать компромисс и план действий по афганской проблеме. Главная задача – не допустить роста экстремизма в регионе. И здесь же надо понимать, как быть с наркотрафиком, что делать с потоками мигрантов, как поставить заслон экстремистам. И если Минск, Москва, Пекин, Дели, Нурсултан, Душанбе выступят в один голос, то талибскому Кабулу придется держать себя в рамках. Александр Лукашенко предлагает не терять времени – обсудить Афганистан уже в Душанбе 16 сентября. Найти нужные и единые слова – это должна быть общая позиция ОДКБ. И не упустить возможность для компромисса. Пока же однозначно одно. Приход талибов к власти – это конец американской гегемонии. И конец западного единства. Ибо Вашингтону теперь мало кто будет верить.
Раскаты автоматных очередей, ракетные залпы и даже выстрелы салютов. Так выглядело небо над Кабулом в ночь на 31 августа, в те самые минуты, когда последний американский самолет покидал столичный аэропорт Афганистана.
В то время как талибы раскрашивали небо выстрелами, в том числе и из американского оружия, мировая общественность ждала обещанное появление главы Белого дома перед телекамерами, которым он должен был прервать молчание, дать оценку происходящему и ответить на претензии, которые сыпались со всех сторон. Ведь даже провластные медиа перестали подбирать выражения, называя события последних дней бегством, паникой и даже предательством. Но Джо Байден был невозмутим. Он заявил, что берет ответственность за недостатки на себя, объявляет о выполнении своего предвыборного обещания в виде окончания афганской войны и отметает критику оппонентов, называя результаты эвакуации выдающимся успехом Соединенных Штатов.
Джо Байден, президент США: «Основная обязанность президента, на мой взгляд, состоит в том, чтобы защищать Америку. Не против угроз 2001 года, а против угроз 2021 года и завтрашнего дня. Это руководящий принцип, лежащий в основе моих решений по Афганистану. И наша стратегия тоже должна измениться».
Как изменится стратегия администрации Байдена в борьбе с терроризмом, пока не известно, но вот медийная стратегия нынешнего хозяина Белого дома остается прежней – просто уходить от неудобных вопросов.
Байден поворачивается спиной к Афганистану, теперь его следует называть «уходящим Джо». Журналисты продолжают обвинять главу США в попытке переложить ответственность за случившееся на афганское правительство и в нежелании давать ответы на острые вопросы. Вот очередной брифинг и очередная попытка.
Он смотрел не в души солдат, а на ручные часы во время траурной церемонии прощания с погибшими военными при теракте в кабульском аэропорту, он заснул прямо перед камерами во время визита в Белый дом израильского премьера, он требовал вскрыть и расследовать телефонные разговоры Трампа и президента Украины, но не считает нужным обнародовать детали своего общения с бывшим президентом Афганистана.
Пока оппоненты Байдена внутри США обвиняют его в недееспособности, закрытости и радуются его падающему рейтингу, решая на афганской теме свои внутренние задачи, американские союзники в Европе приходят к пониманию, что последствия афганского кризиса придется расхлебывать именно им, а не американцам. Главный вызов, который встает перед правительствами евразийского континента, – беженцы.
Пока стратегия ЕС вырисовывается так – свои просчеты и ошибки Европа готова компенсировать деньгами, платить тем, кто согласится организовать приюты и лагеря на своей территории и таким образом сдерживать потоки мигрантов. Но регионы, о которых говорят европейские министры, не в восторге от такой идеи. В соседнем Пакистане афганских беженцев уже примерно полтора миллиона, почти миллион афганцев принял Иран, около трехсот тысяч находится в Турции. В ЕС понимают, что, если не принять срочных мер, Европу ждет 2015 год, когда почти миллион человек, спасаясь от последствий сирийского конфликта, перебрались из Турции в Грецию и бросились штурмовать страны ЕС. Спасением стало соглашение с Анкарой, которая в обмен на перспективы членства в Евросоюзе и финансовой помощи в миллиарды евро, согласилась закрыть свои границы и принять высланных нелегалов обратно, установив мировой рекорд по этому показателю, приютив три миллиона семьсот тысяч сирийцев. Но решать очередную европейскую проблему Турция не спешит.
Это заявление министр иностранных дел Турции сделал сразу после встречи со своим немецким коллегой. Глава МИДа Германии Хейко Маас отправился в срочное турне по странам Средней Азии с попыткой договориться с афганскими соседями о помощи в решении надвигающегося миграционного кризиса. Официальный Берлин прекрасно понимает, что в случае обострения ситуации главной целью для беженцев на карте ЕС станет именно Германия.
Активный поиск решений из афганского кризиса помогает Вашингтону отыграть пошатнувшийся рейтинг на мировой арене, полагают политологи. Американские медиастратеги сейчас всеми силами пытаются переключить информационную повестку с обвинений США в провале афганской кампании к общемировому вопросу – что делать дальше?
Но забывать, что было вчера и кто в этом виноват, в Европе, похоже, намерены не все. В европейских кругах сейчас активно идут дебаты о том, как избежать подобных ситуаций в будущем. По мнению некоторых евродепутатов, для начала необходимо признать свои ошибки и ошибки своих стратегических партнеров.
Мик Уоллес, депутат Европейского парламента: «Как мы можем рассуждать о будущем, не сделав выводов из афганских уроков, последние 20 лет войны в Афганистане – это сплошная ложь. Американцы врали своим людям. Американцы потратили около двух триллионов долларов на частные контракты. Они хотя бы использовали войну, чтобы набить карманы частным компаниям. А Европа на что потратила свои деньги? На что они пошли? Сколько мы потратили за 20 лет? С 2001 года, с момента ввода войск в Афганистан, число бедняков в этой стране увеличилось вдвое. Треть сегодня сталкивается с нехваткой еды, половина – с дефицитом питьевой воды, две трети не имеют электричества. Мы просто помогли все это разрушить. И разве мы собираемся об этом говорить правду?»
Конечно, об этом европолитики предпочитают публично не говорить. Но понимание того, что Евросоюзу необходимо корректировать внешнюю политику и принимать независимые от США решения, в еврокругах, похоже, усиливается. На очередной встрече министров обороны ЕС уже громко прозвучала идея развивать свою собственную систему защиты, с европейским центром принятия решений.
В самом Афганистане ситуация далека от спокойной. На улицах хаос, на рынках спрос на продукты первой необходимости. О значительном увеличении продаж говорят торговцы паранджой. Люди все еще пытаются выбраться через закрытые границы, штурмуют банкоматы, пытаясь снять хоть какие-то деньги, и ничего хорошего в ближайшее время не ждут.
Очевидно, что Афганистан находится на пороге не просто гуманитарной, а экономической катастрофы. Если в ближайшее время ему не будет оказана финансовая помощь, эксперты прогнозируют тотальный обвал и без того слабой экономики. А это означает неизбежный миграционный взрыв, который вынудит покидать страну даже тех, кто сегодня пытается принять новые реалии. Тем временем «Талибан» сообщил о полном контроле над территорией Афганистана. В ближайшее время будет объявлены имена всех членов нового правительства, куда войдут исключительно представители движения.
Подписывайтесь на нас в Telegram