Кому учить и как? В Минске прошел Республиканский педсовет. Участие в мероприятии принял Президент

Кому учить и как? В Минске прошел Республиканский педсовет. Участие в мероприятии принял Президент

Неделя до начала занятий, а педагоги 26-й школы в Гродно не журналы заполняют, а до скрипа натирают новые окна. Впрочем, им такая перемена профессии в радость, ведь не будет больше сквозняков и безуспешных попыток распахнуть рассохшуюся форточку. А новое поколение учеников даже знать не будет, что такое заклеивать окна на зиму.


Анна Лабоцкая, учитель русского языка и литературы СШ №26 г. Гродно: «Приходилось их не только клеить, но усиленно затыкать газетой и синтепоном, окна были во многих кабинетах забиты». 

В то время, как деструктивные Telegram-каналы призывают ни в чём не помогать учебным заведениям (хотя это подмена понятий и речь, конечно, о помощи детям), в этой школе всё не так: родители и учителя вместе со строителями делали всё, чтобы управиться за месяц. На замену 220 оконных блоков школа потратила все силы и почти сто тысяч долларов – деньги для учреждения неподъёмные, поэтому половину затрат покрыл городской бюджет, вторую – выиграли в конкурсе от Госстандарта.

Ольга Кулеш, директор СШ №26 г. Гродно: «Планы большие – в 2022 году планируем участвовать в конкурсе по замене всей системы освещения, мечты – это заменить полностью асфальтное покрытие на плиточное. Будем работать, будем участвовать, будем выигрывать».

К сентябрю закрыть бытовые вопросы стараются во всех учебных заведениях, но это лишь один аспект. Второй – содержательный, и вот для этого учителя, руководители и чиновники от образования проводят те самые педагогические советы, главный из которых – республиканский.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения, как совместить централизованное тестирование и выпускные экзамены в школе, реформа вступительной кампании, статус молодого специалиста для студентов-платников – вопросов, которые обсуждают на республиканском педсовете, действительно много, и думать, что на это отведено всего-то два дня, не совсем верно. Участники пленарного заседания – это около тысячи специалистов системы образования. Они приехали со всей страны, но прежде подобные дискуссии прошли в регионах. Так происходит каждый год – именно на местах проблемные вопросы вычленяют. А затем приподнимают их на самый высокий уровень. Ежегодно в этом нет необходимости, но когда задачи накопились, решают их уже с Президентом.  

Последняя встреча в подобном формате проходила четыре года назад. Тогда Президент отметил: речь уже не о ломке и даже не о становлении белорусского образования, его остаётся совершенствовать. Но и тогда, и сейчас главный вопрос к 1 сентября – всё ли готово. 

Министр, как и последующие докладчики, уделит внимание Кодексу об образовании – в конце ноября его представят парламенту уже во втором чтении. А вот стратегию развития национального образования на ближайшее десятилетие необходимо определить уже сейчас – это сверхзадача форума. И всё чаще в её решении помогают технологии. 

Спустя час к трибуне выйдет и Президент. Правда, сегодня он часто напоминал о другой своей профессии – что такое труд учителя, Александр Лукашенко ведь знает.  

Образование – это не сфера услуг и не бизнес. Во всяком случае, когда речь о государственном. Школа ведь не только даёт знания, она воспитывает, прививает национальную идентичность, проще говоря, патриотизм. А если этого не делать, то какой же смысл государству в бесплатном образовании? 

Ещё одна тема: конфликт поколений – вечная классика, но и здесь есть место новому прочтению. Взять хотя бы образование за рубежом. Тамошние университеты, по логике, должны быть заинтересованы либо в одарённых студентах, либо в деньгах. Но когда Литва или Польша предлагают белорусским абитуриентам с не самыми высокими баллами учиться бесплатно, так и хочется спросить, в чём подвох.  

Президент вернётся к отметкам: за качество обучения – 10, а над идеологией нужно ещё поработать. И ведь речь не о том, чтобы поддерживать лично Лукашенко или его правительство. Важно другое – не пытаться вместе с высокими чиновниками уничтожить само государство: его символы, экономику, и уж совсем недопустимо – его граждан. Мнения могут быть разными, но страна у нас одна. 

Учитель должен обладать компетенциями, чтобы донести свою позицию и до ребёнка, и до взрослого. Это не значит, что родитель, как клиент, всегда прав. Это про делать то, что в твоих силах. К тому же условия для этого есть. Это само по себе позитивно скажется на статусе профессии. Хоть и в каждом конкретном случае многое зависит от личности педагога. А между тем всё популярнее становится обучение на дистанции, и внедрять новое в учебный процесс, конечно, нужно. Но за формой важно не потерять содержание.

Что до учебной программы, то здесь уже не один год очевидная проблема – учебники. Президент признается: настолько пристально следит за темой, что пропускает через собственные руки каждое школьное издание.

И вообще, Президент призывает больше говорить с молодёжью. В школах, вузах, техникумах. Так же открыто, как общался сегодня сам. Впрочем, примеров много. 

И в разговоре важно слышать обратную связь. А вопросов и предложений сегодня звучало немало: дополнительные социальные гарантии целевикам – Президент поручил проработать базовый документ с потенциальными работодателями, были просьбы о научных изысканиях – здесь вопрос всегда в обосновании, или, например, спонсировать экскурсии в места памяти за счёт бюджета, так это делают многие страны.

От лирики к физике – эта встреча в итоге длилась больше трёх часов, но куда важнее, как она повлияет на происходящее в классах и школьных коридорах, в учебных аудиториях и на первых рабочих местах. 

Не исключено, что 2022-й в Беларуси объявят Годом учителя и образования – Президент не против. Но даже если этого не случится, заверил: весь следующий год государство в любом случае посвятит решению проблем в образовании. 

Подписывайтесь на нас в Telegram