Кому грозит голод, а кому стоит бояться высоких цен? Экономический обзор недели в рубрике «Ближе к делу»

Кому грозит голод, а кому стоит бояться высоких цен? Экономический обзор недели в рубрике «Ближе к делу»

Цена газа на площадке ICE вновь превысила отметку в $1500 за тысячу кубометров. Глава Федеральной резервной системы США признал риск экономического спада. А страны БРИКС намерены создать новую международную валюту. С какими экономическими вызовами мир справлялся на этой неделе? И успешно ли? Расскажет Наталья Тарасюк. «Ближе к делу». 


КАК МИНСЕЛЬХОЗПРОД ОЦЕНИВАЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТЕРОВ?

У белорусских производителей есть возможность продавать на экспорт продукцию по выгодным ценам и повысить эффективность. 

Так, перспективы оценивает Минсельхозпрод. Прибыль сможет оказать позитивное влияние на инфляционные процессы. Напомним, в прошлом году стране удалось заработать на продаже продуктов питания почти 7 миллиардов долларов. Это во многом ориентир и на нынешний год. Без учета насыщения внутреннего рынка. Аграрии настроены решительно и, если все сложится, готовы собрать 9-10 миллионов тонн зерна.   

ВЫВЕЗТИ ИЛИ ОСТАВИТЬ?

Мировых запасов пшеницы остается на пять недель. И чем ближе день «Х», объявленный ООН, тем судорожнее Запад ищет обходные пути для выхода из кризиса. Госдепартамент США и ЕС обсуждают, как можно вывезти зерно из Украины. Они не согласны с ООН и вывозом через порт Одессы, акватория которого заминирована ВСУ. 

О чем речь – можем лишь предполагать. По железной дороге есть варианты через Польшу, Венгрию, Румынию, по маршруту Беларусь – Литва, а также морем – через Одессу либо через Бердянск и Мариуполь. Интересно, что США, похоже, хотят заработать на роли торгового спекулянта. 

«Если у компаний или даже стран возникают проблемы с покупкой российских продуктов питания или удобрений, то нужно обращаться в Минфин или местные американские посольства». Вот такая реклама услуг от помощника госсекретаря. Детали переговоров Брюсселя и Вашингтона неизвестны, но планов несколько, и это сухопутные маршруты. Однако пугает призыв министра иностранных дел Литвы к еврочиновникам: «ЕС должен поставить оружие и военную технику в украинские порты, чтобы зерно вывезли». Не все эксперты вообще верят, что у Украины есть больше 20 миллионов тонн зерна, из которых вроде как 1,5 миллиона находятся в портах. Поэтому не исключено, учитывая требования Литвы, отправить еще больше оружия в Украину, что Запад просто выбрал тактику троянского коня.   

ЧТО ДЕЛАТЬ В УСЛОВИЯХ ВОЛАТИЛЬНОСТИ РЫНКОВ? 

Многие мировые проблемы становятся очевидными, в том числе угроза голода в некоторых регионах. Это чревато социально-политическими катаклизмами. Такая оценка последствий санкционной политики Запада прозвучала на Евразийском межправсовете в Минске.

Страны ЕАЭС согласовали свободное обращение чувствительных видов продукции в рамках индикативных балансов, т.е. сколько, чего и кому можно поставлять. В перечень вошли пшеница, ячмень, кукуруза, сахар, подсолнечное масло, картон. 

Также ЕАЭС намерен оперативно пересмотреть логистические цепочки, чтобы сократить время обработки и доставки грузов. По тому ли пути идет союз? И как другие страны готовы нивелировать последствия экономических ограничений и продовольственного кризиса? Поговорим с Евгенией Бородинской.

Евгения Бородинская, завкафедрой менеджмента и маркетинга Белорусского аграрного технического университета: 

 Как мне кажется, очень важно в современных условиях перестроить логистические потоки, перенастроить их и выработать новые механизмы взаимодействия ЕАЭС. Использовать этот ресурс интеграционного объединения, поскольку, безусловно, сейчас мы наблюдаем скорее не глобализацию, а деглобализацию мировой экономики. Поэтому нужно объединять усилия и как-то работать в этих условиях, подстраивать каналы поставок. 

– И понятно, что не всем странам просто подстраиваться под новую продовольственную реальность. Пшеница стоит порядка $400 за тонну. И эксперты предрекают, даже несмотря на небольшой отскок цен, существенное подорожание культуры к концу квартала и года.

Очень много факторов влияет на уровень цен на мировом рынке на зерно, на пшеницу, поэтому, конечно, прогнозировать сложноЕсть ряд материалов, которые позволяют говорить о том, что, конечно, ожидается небольшое увеличение к осени, с учетом начала отопительного сезона, с учетом такой высокой динамики цен на нефть и в целом наблюдаемой волатильности рынка зерна в последние год-два. Тут повлияла и пандемия, и сложности 22-го года, урожай-неурожай, эти факторы 100% мы спрогнозировать не можем. Безусловно, подорожают удобрения, поэтому точный прогноз дать сложно. Это отдельная тема для исследования, я бы так сказала, но надеемся, что рост будет не такой высокий.

– Да, конечно. Ведь это отражается на людях. ООН прогнозирует, что порядка 230 миллионов человек будут и так недоедать. И чтобы справиться с кризисом, Индонезия, один из крупнейших импортеров пшеницы, готовы обменивать пальмовое масло на зерно. Натуральный обмен, как считаете, это нормально?

– Да, в принципе, бартерная торговля или встречная торговля имеет место быть. Она использовалась всегда. Почему бы и нет. Поэтому может использоваться в современных условиях. 

– А смогут ли наши сельхозпроизводители воспользоваться ситуацией? Продать тем, кто вынужден импортировать и заработать?

 Да, я думаю, да, конечно. Надо понимать, что удорожание цен на продовольствие влечет определенные социальные риски, но есть и другая сторона – экономическая эффективность, которая, безусловно, привязана к уровню цен. И если дорожают продукты на мировом рынке, то мы можем, скажем так, с точки зрения экономики получать больше валютной выручки от реализации агропродовольственной продукции на экспорт. Важно максимально сбалансированно использовать эту ситуацию. Максимально эффективно для себя, для нашей страны.  

КАК НЕ ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА САНКЦИИ?   

Забастовки рабочих в Великобритании могут стать самыми массовыми за полвека. Причина – уровень жизни, который стремительно падает – инфляция превысила 9%. Это рекорд за 40 лет. А вот средняя базовая зарплата с поправкой на инфляцию не выше, чем в 2006-м. 

В стране бастуют порядка 40 тысяч железнодорожников. Готовятся бастовать адвокаты, почтальоны и учителя. Как сообщил профсоюз, педагоги даже не могут позволить себе заправить машину, чтобы элементарно добраться в школу. От правительства требуют повысить зарплату, чтобы хоть как-то компенсировать дорогие продукты питания и энергоносители. «Британцам не следует помышлять о каком-то росте доходов», – заявил Борис Джонсон. 

А вот Германия боится замерзнуть, поэтому переходит на уголь, расконсервируют станции, чтобы избежать нехватки газа. Будет введен механизм аукционов для промышленных потребителей. Чем меньше компании будут потреблять топлива, тем лучше. Это панический шаг Берлина, уверены аналитики. Европейцам, похоже, вообще стоит привыкать к грязному воздуху и холоду. Урсула фон дер Ляйен предложила уже снизить температуру на два градуса в среднем по Европе.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Тарасюк