Комитет госконтроля отслеживает ситуацию с долгостроями: как решается проблема?

Комитет госконтроля отслеживает ситуацию с долгостроями: как решается проблема?

Тенденция, которую следует сохранить! Количество долгостроев в Беларуси снизилось на половину. Точкой отсчета стало начало 21-го года. Именно тогда Президент поручил Комитету госконтроля навести порядок с объектами. К решению проблемы подошли комплексно, что и позволило исправить ситуацию. Однако расслабляться точно не стоит. Возвести, консервировать, снести или продать – каждый из этих вариантов приемлем, однако должен быть обоснован. 


Мельница в сельхозпредприятии Пограничный, что возле Гродно, – большое подспорье для хозяйства. Ее построили в начале 90-х. Тогда на объект потратили немало собственных и кредитных средств.

Марина Салович, заведующий складом сельхозпредприятия «Пограничный»: «Стены есть, крыша есть, пол есть, зацементировано, все есть. Мы на зерноскладе храним зерно, а сюда завозим составляющие компоненты на комбикорм и делаем размол».

Мельница крутится-вертится и приносит хозяйству прибыль. Но формально объект еще не введен в эксплуатацию. А проблема в том, что в 90-е годы нужные документы не оформили. Такая же ситуация и с одним из зерноскладов предприятия. Исправить положение просто. Надо лишь наконец оформить проектно-сметную документацию. Однако уже который год местные власти и сельхозпредприятие решение этой проблемы откладывают на потом. Например, зерносклад, намерены узаконить только в 24-м году.  

Татьяна Слабыш, заместитель председателя Комитета государственного контроля Гродненской области: «Дано было поручение Совету министров, чтобы на законодательном уровне именно разработать тот нормативный акт, который позволит именно упрощенный порядок ввода данных объектов в эксплуатацию. Те меры, которые принимались у нас по Гродненской области по итогам 21 года позволили сократить количество объектов порядка на 60%». 

А это уже ведущее прядильно-ниточное предприятий республики – Гродненский «Гронитекс». Здесь выпускают нитки, пряжу и льноволокно. 60% продукции идет на экспорт. Производственные площади – более 200 тысяч квадратных метров. Долгостроев из них не так много – 2 тысячи. Это помещения под склады. И в таком заброшенном состоянии они уже не один десяток лет.  

Светлана Смирнова, директор предприятия «Гронитекс»: «В 94 году строительство данных объектов было приостановлено, и до настоящего времени предприятие обходилось без данных объектов. Различные просчеты завершения строительства считались экономически нецелесообразными». 

Старт решению проблемы дал Указ Президента. Власти города не остались в стороне. Вердикт – снести нельзя, построить! В итоге нашли инвестора. Новому владельцу заброшенные объекты продали по сниженной цене.  

Андрей Болтрик, заместитель председателя Гродненского горисполкома: «Территория города Гродно, она с точки зрения привлекательности, она в целом имеет определенный потенциал. И поэтому, может лучше продать объект за 1 базовую величину, чтобы вовлекли его в хозяйственный оборот. Пускай не принесет доход предприятию от продажи, но потом, он в ходе ввода его в эксплуатацию, создает рабочие места». 

Узденский район, деревня БоровыеМестное хозяйство еще девять лет назад начало строительство жилья, но дело встало едва начавшись. Из 13 домов возвели лишь 3, да и у тех готовность не более 60%. Похоже, их уже облюбовали приезжие рыбаки. Ведь место – на загляденье! Всего пару километров от минской трассы, а до водохранилища – еще ближе. Очевидно, достроить эти домики и найти им применение куда проще, чем сносить. Но пока они остаются памятником бесхозяйственности.

Роман Горецкий, начальник управления контроля государственной деятельности и использования земель КГК Минской области: «Открыт общий доступ к ним, дома подвержены разрушению, фактически затрачено на них уже бюджетных средств более 330 тысяч рублей. На сегодняшний день требуется согласно сведениям райисполкома еще около 240 тысяч на строительство этих домов». 

Схожая картина какое-то время была и в соседней деревне Озеро. Однако там после простоя строительство жилья возобновилось в 2019-м году. В списке местных долгостроев по-прежнему остаются три дома. Рабочие трудятся на объекте, а в хозяйстве уверяют – уже вскоре здесь справят новоселье.     

Не миновала проблема долгостроев и столицу, неделю назад этот вопрос обсуждался на высшем уровне. Александр Лукашенко подчеркнул, иметь замороженные объекты в центре Минска – не позволительно. Тогда основное внимание Глава государства уделил, прежде всего, тем амбициозным проектам, за которые взялись зарубежные инвесторы и уже изрядно затянули сроки сдачи. Но и других долгостроев, которые не всегда на виду – тоже хватает. Например, вот этот недостроенный корпус-общежитие художественного училища имени Глебова. Стройке уже более 10 лет. Однако рестарт она получила только в этом феврале. 

Долгостроев становится меньше, но даже в этой, казалось бы, оптимистичной статистике есть своя ложка дегтя. Прежде всего, из списка вышли те объекты, которые попали туда относительно недавно. Чем проблема старше (а самые закоренелые долгострои еще 90-х годов), тем неохотнее к ее решению подступаются на местах. В результате за последний год число свежих долгостроев уменьшилось на 80%, а застарелых – всего лишь на 37%. К слову, за такую медлительность и нерасторопность к ответственности уже привлечены чиновники, которые курируют вопросы незавершенного строительства. Видя и эту проблему, Комитет госконтроля внес ряд предложений на рассмотрение Президента. Во-первых, на местах должны определить потребность в деньгах по каждому из оставшихся объектов. Во-вторых, повсеместно нужно провести ревизию долгостроев и определиться с их судьбой. Отдельно стоит вопрос недопущения образования новых долгостроев. 

Конечно, решить проблему всех долгостроев в одночасье не получится, даже чтобы снести замусолившую глаза недостройку, нужен проект, а это тоже и время, и деньги.  

Упрощенный порядок, как на снос, так и ввод в эксплуатацию таких объектов – один из возможных вариантов решения проблемы. Однако, в любом случае, работать надо на упреждение и не допускать того, чтобы на строительных площадках воцарилась тишина.

Подписывайтесь на нас в Telegram