Коллекцию Мирского замка пополнили пояса слуцкого типа

 В «золотой фонд» Мирского замка добавили новые пояса, которым предстоит реставрация

Коллекцию Мирского замка пополнили пояса слуцкого типа

Пояса слуцкого типа пополнили «золотой фонд» Мирского замка. И страны в целом. Образцы декоративно-прикладного искусства 18-го века – одни из самых ценных музейных приобретений Года исторической памяти. Точную сумму сделки не называют, но, говорят, стопроцентная удача. Тканые хрупкие раритеты сегодня развернули. Пока только для зрителей ОНТ. Предстоит реставрация. Александр Матяс – сияние шёлка. 

Сложить нельзя. Хранят пояса в свёрнутом виде, чтобы тонкие нити истории не прерывались. Длинна узнаваемого символа – больше четырёх метров. У оригинального хендмейда – родная бахрома, две «головы» и четыре «лица». Стороны разного цвета. 

Вероника Красовская, научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»: «Набыты ў прыватнага калекцыянера. Дзякуючы экспертызе, якая была выканана па замове музея, якую правялі супрацоўнікі Акадэміі навук Беларусі, мы ведаем, што паясы з’яўляюцца верагоднымі вырабамі кракаўскіх мануфактур. Датуюцца яны канцом 18-га стагоддзя. На канцах паясоў ёсць сігнатуры “F S”. Менавіта яны дапамаглі вызначыцца з месцам вытворчасці».

Артефакт не один в Мире. Это его «короткий брат». Пояс-ровесник и земляк – с былых просторов Речи Посполитой – больше двух метров. Двухсотлетние реликвии сейчас нуждаются в восстановлении. Старение – естественный процесс для натуральных тканей. 

Александр Матяс, корреспондент: «А эти золотые нити ведут во Францию. И там в 18-м веке подражали. До сего дня в музее были лишь фрагменты пояса или же поясов слуцкого типа. Теперь требуется "васильковый" прототип. Тем более что цены на мировом арт-рынке уже успокоились. Завершилась Государственная программа».

По поручению Президента в стране возродили технологии производства поясов. Новое хорошо, но и «основа» должна быть зримой. Это в ответ тем, кто спросит «зачем покупать недешёвый винтаж»? И в неподдельном Мире всё должно быть атмосферно. 

Александр Лойко, директор музея «Замковый комплекс «Мир»: «22-й год был очень "урожайным" для нашего музея. И если говорить цифрами, то, в принципе, у нас основной музейный фонд пополнился ровно на сто единиц. Основная нас есть наших приобретений – вооружение. Мы находимся в Охотничьем зале, и у нас есть мечта приобрести ружья. Примерно такие, как были у Марии Гогенлоэ-Шиллингсфюрст, для того, чтобы уже полностью завершить нашу экспозицию».

В какой замковый интерьер «вплетут» обретённые раритеты – возможно, в Зал Радзивиллов. Это он, князь Рыбонька, основал мануфактуру, известную во всём мире. И в нём – большом – нет ни одного одинакового пояса. Не спутать нити – в том и секрет!   

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Виталий Мотин
География:
Беларусь