Кого пытался предостеречь Лукашенко в Послании и как его слова находят подтверждение на практике?

Президент рассказал, в чем, по его мнению, секрет выживаемости Беларуси как суверенного и независимого государства

Кого пытался предостеречь Лукашенко в Послании и как его слова находят подтверждение на практике?

Выживет сильнейший или тот, кто умеет приспосабливаться? Вот в чем вопрос. И актуален он для целых стран! Свое видение есть у Александра Лукашенко. Накануне в Послании народу и парламенту Президент рассказал, в чем, по его мнению, секрет выживаемости Беларуси как суверенного и независимого государства. Все не очень просто, но главное – шансы есть. Хоть с ядерным оружием, хоть без. Президент откровенно рассказал, зачем Беларуси «тополя», от которых пуху (случись что) будет куда больше, чем в июле. Так кого пытается предостеречь Президент? И как его слова находят подтверждение на практике?


Последний день марта запомнится тем, что президент России изменил ее внешнюю политику – теперь уже официально. Президент Украины побывал в Буче, которую, по его глубокому убеждению, как раз Россия и устроила. Президенту США, бывшему и, возможно, будущему, предъявили уголовное обвинение. А Президент Беларуси обратился с Посланием – уж точно не только народу и парламенту одной страны. По резонансу в масштабах дня с Александром Лукашенко может посостязаться разве что Дональд Трамп.

И вроде бы все эти события не связаны между собой. Но это только на первый взгляд. Эффект бабочки в геополитике – это когда там, за океаном, что-то себе придумали, а штормит едва ли не пол мира. И пусть в истории всякое бывало, Президент уверен: такого никогда.

Что это за черта такая, уже, кажется, никому не надо объяснять. Гонка вооружений приобретает черты ядерной. И вопрос не в том, кто первый начал (об истоках украинского кризиса Президентом много сказано), а в том, можно ли его остановить. Александр Лукашенко уверен: второй шанс уже выпал. А третьего обычно не дано.  

Звучит, надо сказать, довольно пугающе. Но если уж и хочет Александр Лукашенко кого-то напугать, точно не белорусов. Запад вообще довольно часто упрекает белорусского Президента, дескать, он все время запугивает. Не понимая при этом, что суть этих, как они выражаются, запугиваний в том, чтобы остановить их самих. И ядерное оружие у Владимира Путина он просил, как раз с этой целью.

Борис Ельцин это уже не подтвердит и не опровергнет, а вот Джо Байден вполне мог бы, ведь он заседал в американском сенате в те самые 90-е. Хотя… память в его случае – штука ненадежная. Ну да ладно! Что в этом услышит западная пресса, догадаться несложно. Заголовки кричащие и очень кликабельные. Жаль, что слова о ядерном оружии заглушат слово «мир».

Эта часть речи, очевидно, обращена по большей части на внешнюю аудиторию. Но Беларуси ведь все это тоже касается. Тут можно пуститься в рассуждения в духе: так стоит ли прогибаться под изменчивый мир? Но Александр Лукашенко уверен: прогиб, порой, может быть засчитан.

Как там говорилось: умный в гору не пойдет? Обойти все преграды на пути – это в представлении Александра Лукашенко – остаться суверенным и независимым государством. Он видит, что для этого нужно. Во-первых, единство.

Отделить овец от козлищ пытались еще во времена Иисуса. Но – ближе к нашим дням. Процессы, запущенные в 2020, дали стране обновленную Конституцию и в целом процесс реформирования: неторопливый и размеренный. Почему так? Чтобы завтра люди не проснулись в новой стране.

Светлана Любецкая, председатель постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Это живой механизм, который будет развиваться дальше. И углубление вот этого законодательного совершенствования, оно еще будет достаточно длительным, оно будет поэтапным. Сейчас первый важнейший этап построения архитектуры правовой базы и правовой политики. Одно могу сказать. Работа сегодня в государстве ведется спокойно, четко, последовательно, поэтапно. Для того, чтобы государственная политика была стабильной и предсказуемой».

Для этого в ближайшее время начнется публичное обсуждение новой Концепции национальной безопасности. Единству, по задумке Александра Лукашенко, должна помочь и возможность вернуться в Беларусь.

Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «Работа идет, поступило 56 обращений уже из-за рубежа, материалы готовятся к заседанию комиссии, и, я думаю, что в ближайшее время первую часть этих обращений мы рассмотрим в установленном указом Главы государства порядке».

И пусть Александр Лукашенко, как сам скажет, не хочет, чтобы его считали злопамятным, с памятью у него (в отличие от сами знаете кого) все в порядке. Ее – историческую – вкупе с национальными традициями Президент считает вторым условием независимости.

Условие третье, и Президент неспроста назовет его главным, – экономика. «Все, что не убивает, делает меня сильнее!» – так Ницше сказал, а Лукашенко проверил.

Ведь пока для одних стоит вопрос войны и мира, для других – еды и голода. Это просто пример. Да, рост экономики, которого все так ждут, будет восстановительным, а не прорывным. И на словах об импортозамещении где-то в глубине зала наверняка вздохнет Михаил Мясникович, который так упорно много лет назад продвигал эту идею.

Инвесторы ушли и не обещали вернуться. Обидно, досадно, но – ладно!

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Дадим все, что надо. Сегодня мы имеем нашу программу, один район, один проект. 129 регионов Беларуси. Имеют каждый из них по одному проекту. Почти 5,5 миллиардов рублей спланировано под эти проекты. Да, за счет внутренних инвестиций. А я напомню, что наши западные партнеры, которые нарушили свои контрактные обязательства по тем контрактам и соглашениям, которые они подписали с правительством по финансированию проектов. А это ни много ни мало 900 миллионов долларов. И часть из них была брошена просто. Ну ладно, там, где не начали. Например, несколько дорог у нас было спланировано с Европейским банком реконструкции и развития. Они их не начали. А были проекты, которые начали и бросили. Они же не могут простаивать. Поэтому, несмотря на все сложности прошлого года и санкции, правительство изыскало при помощи президента ресурсы для того, чтобы их завершить».

И, если санкции не поставили страну на грань выживания, значит, ей вполне под силу реализовать четвертое условие независимости – социальную справедливость.

Так всего в паре тезисов Александр Лукашенко затрагивает сразу несколько серьезных проблем. Конечно, залазить в чужой карман не шарман, как говорят французы, но когда в Беларуси решили уравнять заработки торговцев с зарплатами покупателей, то каким-то удивительным (в кавычках) образом и инфляция поползла вниз.

Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Помните, мы закончили год в 12,8% и уже снижаемся до 6% по итогам первого квартала. По нашему прогнозу мы дойдем до 3% в середине года и к концу года уже будет не более 7-8%. Да, конечно, мы разработали систему ценообразования и понятно, как работать с импортером, поставщиком, производителем и торговлей».

Или те же пенсии, из-за которых во Франции разгорелась война улиц. На эти кадры наши люди, которые в булочную на такси не ездят, явно смотрят с недоумением. Но как-то ведь смогли им объяснить, почему государству так нужен работающий пенсионер.

Ирина Костевич, министр труда и социальной защиты населения Беларуси: «Вы знаете, все то, что происходит сегодня, действительно на французской земле, вызывает серьезную обеспокоенность. Принимая любую меру на уровне государства, прежде всего должен быть диалог, и чем раньше этот диалог начинается, тем меньше вот этого негатива получится после принятия. Понятно, это не популярная мера для любого государства, но то, что происходит, это говорит о том, что эта мера была недоработана с точки зрения диалога с общественностью».

Тут и без слов все понятно. И кстати, как раз Франция показала, как тесно эта самая социальная справедливость (либо ее отсутствие) связаны с безопасностью. А дальше – вообще удивительное дело: ее может пошатнуть любое неповиновение. Если ваша страна не такая, как все, пиши пропало. Вас будут шатать, нагнетать, поджигать – такую формулу вывел Александр Лукашенко.

А значит, может быть заразителен. Но все это не пошатнет решимости проводить независимую внешнюю политику. Условие номер пять.

И тут сразу целый букет «сюрпризов» для Беларуси. НАТО так расширяется, что того глядишь и лопнет. Но это, похоже, и в самом деле цветочки. Страны-соседки от слов перешли к делу, их засланные казачки едва не натворили беды. Так идут ли сейчас на территории страны специальные операции? Глава КГБ будет немногословен, лишь утвердительно кивнет.

Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Для КГБ. Впрочем, ухо востро держат все силовые ведомства.

Иван Кубраков, министр внутренних дел Беларуси: «Обстановка может поменяться в течение буквально нескольких часов. Поэтому органы внутренних дел находятся в постоянной боевой готовности. Мы обследуем, отслеживаем обстановку в оперативном плане, то есть, получение информации, что происходит вокруг наших границ. Ну и, конечно, наши силы, наши подразделения внутренних войск, Министерство внутренних дел, особенно спецподразделения, они готовы к действиям при необходимости. Но мы делаем все для того, чтобы нам не пришлось применять наши силы и работаем на профилактику».

А что такое профилактика войны? Она вообще бывает? Если что и можно ею считать, так это обороноспособность страны. Условие независимости и суверенитета номер шесть.

Можно долго спорить, почему так вышло, что чувствовать себя защищенным без оружия не получается. Но таковы правила геополитической игры. У кого есть «Искандер» – тот прав? Да нет же! Просто для некоторых слово «Полонез» звучит куда более убедительно, чем «давайте, пожалуйста, уже наконец сядем за стол переговоров».

Само по себе ядерное оружие Александр Лукашенко не называет каким-то особым условием, скорее, дополнительным аргументом. И в целом, говоря о безопасности, заверяет…

Обещать «хорошо» сейчас и в самом деле сложно. Да и потом – что русскому хорошо, то кому-то другому не очень. Это к тому, что все относительно, а, что такое «хорошо», что такое «плохо», каждый определяет сам. Для Александра Лукашенко это однозначно суверенная и независимая страна. И за это он готов заплатить любую цену. Кто с этим солидарен, тому с ним по пути. Но не факт, что по прямой. Возможно, придется обойти и гору.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Беларусь