Скоро два года, как коронавирус заставил нас жить в новых условиях. Различные запреты и ограничения существенно повлияли на все сферы жизни. В том числе и на туризм.
Наш колумнист Павел Игнатьев разбирался, в каком направлении наиболее эффективно может развиваться отечественная туристическая отрасль в нынешние времена.
Привычка путешествовать, кажется, прочно вошла в жизнь белорусов. Наверное, не найдется ни одного человека, который бы хоть раз не выехал на курорт или в санаторий. Белорусы – активные путешественники. Почти во всех странах мира «в сезон» можно встретить своих соотечественников. В тот же Египет многие ежегодно выезжают, «как на работу». Поэтому серьезно задуматься заставляют простые, но впечатляющие цифры: в «доковидном» 2019 году Египет посетили около 250 тысяч белорусов! Если подсчитаем, что каждый из них, в среднем, потратил на отдых в этой стране 1 тысячу долларов США, что получается? Получается, мы в Египет своих денег вывезли на 250 миллионов! А ведь эти деньги, или хотя бы их значительная часть, могли бы остаться в стране.
В последние годы белорусские чиновники и специалисты туриндустрии активно популяризируют внутренний туризм. Идея стоящая. Ведь многие из нас, объездив полмира, так и не узнали своей родной земли.
Наряду с санаторно-курортным, благодарным направлением в стране стал агроэкотуризм. И в условиях пандемии, и без нее это – наиболее популярный вид туризма, что, в общем-то, неудивительно.
От города и бурного темпа жизни человек быстро устает. Соответственно, в мыслях о «перезагрузке» его взор обращается к истокам всего – природе. Тут на помощь и приходит агроэкотуризм – организованный отдых в сельской местности. Вот где по-настоящему получится расслабиться и отдохнуть! Здесь можно окунуться в красоту родной природы, порыбачить или поохотиться, покататься на лошади, поучаствовать в настоящем крестьянском быте. А кто откажется от того, чтобы попариться в русской бане или сауне при усадьбе – любые возможности на любой вкус. После этого и жизнь ощущается совершенно по-другому – легче, естественнее, спокойнее.
Кроме того, на агроусадьбах туристы окунаются в национальную культуру Беларуси, становятся ближе к ней через различные формы услуг и познавательных развлечений:
- знакомство с деревянными ремеслами, гончарством и ткачеством;
- кулинарные мастер-классы по приготовлению блюд белорусской кухни с последующей дегустацией;
- исторические, музыкальные и поэтические мероприятия, позволяющие ближе прикоснуться к глубоким истокам Родины.
А сколько незабываемых впечатлений от времяпровождения на агроэкоусадьбах получают дети – всех не перечислить!
Отрадно, что выбор агроусадеб в республике велик и разнообразен – их около 3 тысяч. Способствует этому не только возрастающий спрос белорусов и иностранцев на данный вид услуг, но и лояльная позиция государства к этому направлению деятельности. При соблюдении необходимых требований пройти процедуру регистрации в местных органах власти для владельцев агроусадеб сложностей, в общем-то, нет. В сельских и райисполкомах, отделах спорта и туризма отношение к турбизнесу весьма благосклонное.
В 2020 году COVID-19 серьезно «подкосил» сферу туризма по всему миру – индустрия отдыха практически остановилась, а текущая скромная ремиссия еще ощущается недостаточно. Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Зураб Пололикашвили назвал туристическую отрасль самой пострадавшей в мире. Но, как бы странно ни звучало, новые ограничения стали стимулом для белорусов обратить внимание на собственный, внутренний туризм. Популярные курорты активно закрывались – выехать за пределы страны на отдых было весьма проблематичным и небезопасным. Среди прочего, взоры устремились на агроэкотуризм. Цифры достаточно впечатляющие: 424 164 наших сограждан посетили агроэкоусадьбы в 2020 году. В текущем году интерес к этому виду отдыха внутри страны только растет.
Иностранных туристов, правда, вирус нам не добавил. Но они были: белорусские агроэкоусадьбы в 2020 году посетили 9 130 человек (немного, т.к., для сравнения, в 2019 году было 59 974 человек из 79 государств). Среди основных стран, из которых прибывали зарубежные гости, – «разбалованные» видами и разнообразием туруслуг Великобритания, Германия, Израиль, Франция. Заметьте, ехали они в Беларусь целенаправленно.
И еще важные цифры: в прошлом году туруслуг в сфере агроэкотуризма предоставлено на более чем 10,2 млн долларов США. Экономика только выиграла.
Ко всему перечисленному добавим вклад агроэкотуризма в развитие местных экономик: финансовые поступления в бюджеты, создание новых рабочих мест. Кроме того, на таких туробъектах проходят мероприятия для воспитанников детских домов – прямая социальная работа, образовательные семинары для представителей субъектов туристической индустрии и СМИ. Так что, можно найти все – «и уму, и сердцу».
Субъекты агроэкотуризма неоднократно становились лауреатами и дипломантами ежегодного Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь», содействующего поощрению и развитию внутреннего и въездного туризма в Беларуси, консолидации усилий госорганов и организаций, работающих на благо отечественной туротрасли. В рамках конкурса есть специальная номинация «Агроэкоусадьба года».
О «плюсах» этого вида деятельности можно рассказывать и больше, но я остановился на наиболее важных и интересных моментах. Подытожить можно следующим.
Вне всякого сомнения, в целях дальнейшего развития агроэкотуризма работу по созданию агроэкоусадеб на популярных туристических маршрутах, проведению событийных мероприятий в Беларуси необходимо продолжать и поощрять. Польза и выгода, многочисленные положительные моменты данного рода деятельности в государстве налицо. Надеемся, что «трио» в составе государственной поддержки, частной инициативы и потребительского интереса и далее будет радовать своими результатами.
Фото обложки: Pinterest
Подписывайтесь на нас в Telegram