Когда партнёрских отношений уже мало. О сближении Беларуси и Ирана говорили сегодня в Минске. Александр Лукашенко встретился с главой парламента этой Исламской Республики.
Экономический потенциал отношений двух стран Президент оценил в миллиард долларов! Правда, пока товарооборот далёк от этой планки.
Да, Тегерану сейчас непросто – после выхода Вашингтона из иранского ядерного соглашения вновь начали действовать американские санкции.
И всё же не стоит недооценивать Иран. Это крупный игрок на Ближнем Востоке. И именно сегодня к Тегерану приковано внимание мировой прессы.
Ирано-сирийские отношения, конфронтация с Израилем, выход Вашингтона из иранского ядерного соглашения. Иран не сходит с газетных полос. Вот и сегодня к Тегерану приковано внимание мировой прессы.
Лидеры Ирана, России и Турции пытаются найти ответы на непростые вопросы. Что делать? После выхода Соединённых Штатов из иранской ядерной сделки. И как без поиска виноватых выйти из сирийского кризиса? Впрочем, президент Ирана считает, что ни Штатам, ни Израилю в Сирии не место.
Хасан Рухани, президент Ирана: «Иран сохранит своё присутствие в Сирии на основе договоренностей с властями этой страны. Уничтожение террористов и военное превосходство над ними не может гарантировать стабильность и мир в будущем. Однако благодаря усилиям России, Ирана и Турции подготовлена почва для национального диалога в межсирийском формате».
Казалось бы, а что нам с того? Это важно для понимания: на каком политическом фоне в Минск прилетает глава иранского парламента. Он, конечно, следит за тем, что сегодня происходит у него на родине, но, согласитесь, это показывает, какое значение Тегеран придаёт политическим контактам с Минском. А вот экономические отношения – словно качели: вверх-вниз. По итогам прошлого года товарооборот в полторы сотни миллионов долларов, казалось, внушал оптимизм. Но динамика 2018 не столь радужна. Пока 64% от того, что имели годом ранее. Александр Лукашенко уверен: дальше так продолжаться не может и не должно.
Али Лариджани, председатель собрания исламского совета Ирана: «Вы словно прочитали мои мысли. Я хотел сказать ровно о том же. Оттого я благодарен за возможность встречи. Я уверен, что Беларусь – дружественная нам страна. Мы полностью ей доверяем».
Вообще, говорить с официальным Тегераном об экономике, не касаясь политики, едва ли возможно. Это тот случай, когда всё сплетено в непростой клубок. Чтобы было понятно: три года назад Иран заключил соглашение с шестёркой международных посредников (Россией, Китаем, Великобританией, Францией, Германией и США). Если совсем просто, то главное условие – Иран отказывается от ядерного оружия, а взамен с него снимают все санкции. И вот в мае американский президент заявляет, что всё – Вашингтон выходит из сделки. Санкции против Тегерана возобновлены. Их второй этап, который больно ударит по нефтяной отрасли, намечен на ноябрь. Дональд Трамп на сентябрьском Совбезе ООН, скорее всего, объяснится, но инфляция в Иране уже выросла, а риал рекордно упал.
Другими словами: то, что для Ирана выглядит необходимостью, для Беларуси – возможностью. Али Лариджани не хочет зацикливаться на отдельных сферах, словно, предвосхищая вопрос о возможных поставках в Беларусь иранской нефти. В прошлом году белорусские НПЗ получили две пробные партии.
Али Лариджани, председатель собрания исламского совета Ирана: «У Беларуси и Ирана есть много потенциальных возможностей. Мы обсуждали сельское хозяйство, промышленность и не только. Один из аспектов нашего торгово-экономического сотрудничества касается нефти. Думаю, стоит вначале внести некий общий импульс».
Он несколько раз подчеркнёт: рассматриваем все сферы, и у парламентариев здесь серьёзная роль. Белорусские коллеги с иранским спикером согласны. Дескать, нужна дорожная карта сотрудничества. Так будет проще объехать ухабы и не угодить в ямы. И первая остановка на ней – «Белкоммунмаш». К слову, на одном из флагманских предприятий Беларуси иранская делегация впервые.
Но уже совсем скоро в Тегеран отправится красавец-электробус. Если его испытания пройдут успешно, Иран закупит партию в сто штук. Перспектива недалёкого будущего – создание сборочного производства на иранской территории.
Владимир Король, генеральный директор предприятия «Белкоммунмаш»: «Конечно, самая серьёзная у них проблема – это экологическая. Тегеран – мегаполис, в котором 20 млн жителей. И у них подготовлена инфраструктура. Что для нас важно. Выделены в центре полосы, по которым жёстко ходит общественный транспорт и они готовы заменить виды транспорта».
Вообще, сейчас подходящее время, чтобы застолбить место на 80-миллионом иранском рынке. В мае Иран и Евразийский экономический союз подписали соглашение о зоне свободной торговли, правда, временное. На запуск полноформатного режима уйдёт три года. Зачем же столько ждать, чтобы открыть для себя ворота к транзитным маршрутам Ближнего Востока?
Подписывайтесь на нас в Telegram