Когда хороший урожай оказался никому не нужен. Узнали, почему не все фермерские овощи и фрукты попадают на прилавки

Почему в Беларуси фермеры вырастили в прошлом году овощи и фрукты, заложили их в стабилизационные фонды, но они так там и остались – никому не нужными?

Когда хороший урожай оказался никому не нужен. Узнали, почему не все фермерские овощи и фрукты попадают на прилавки

Поговорим о нелегком и тернистом пути отечественных яблок и капусты на прилавки магазинов. Недостатка в этой витаминной продукции в торговых сетях нет, но некоторые белорусские фермеры столкнулись с неожиданной проблемой. Если кратко: вырастили в прошлом году овощи и фрукты, заложили их в стабилизационные фонды, но они так там и остались – никому не нужными. Ритейлеры неохотно берут эту продукцию, а иногда и вовсе отказываются. Согласитесь, стоит разобраться!


Урожай выдался на славу, а закрома до сих пор буквально трещат! Все бы хорошо, вот только в феврале такие внушительные запасы уже никого не радуют. Столинский край издавна славится своими высокоплодородными землями, потому и не удивительно, что фермеров здесь более полусотни. Часть овощей и фруктов они заложили стабилизационные фонды. Но благое дело обернулось проблемой.

1000 тонн капусты – именно столько обещали приобрести у этого хозяйства сразу несколько торговых сетей, следуй они графику, этот склад уже практически бы опустел. Но пока на прилавки магазинов отправилось только 55 тонн продукции. Та, что остается в наличии, не востребована и теряет товарный вид.

Василий Гриб, глава фермерского хозяйства: «500 тонн яблок, 300 тонн моркови. Такой договор односторонний, можно сказать, вот должны заложить, до определенного времени сохранить. Но в магазины пока не забирают, в малом-малом количестве. Гарантий таких, что заберут товар, вообще нет».

В хозяйстве по соседству говорят о том же. Товар есть, за ним закреплены и купцы. Более того, они хоть сегодня готовы забрать продукцию, но стороны… не сходятся в цене! По словам фермеров, ее не прописывают заранее, что теперь стало неразрешимой проблемой.  

Леонид Тарасевич, глава фермерского хозяйства: «Торговые сети не несут никаких рисков. Мы выращиваем продукцию и берем обязательства поставить ее на белорусский рынок, но проблема в том, что мы даже не знаем среднюю цену этой продукции, что у нас ее вот по этой цене заберут».  

Морковь, свекла, яблоки, лук и, прежде всего, капуста. Ее остается особенно много. При формировании стабфонда учли повышенный прошлогодний спрос как в нашей стране, так и в России. Как раз тогда свободная цена была выгодна фермерам, которые могли диктовать свои условия сетям. Но теперь все с точностью наоборот.   

Михаил Нестерович, заместитель председателя Столинского райисполкома: «Регулярно проводим мониторинг торговых сетей, в том числе по наличию плодоовощной продукции, она есть, именно наша отечественная, выращенная в Столинском районе. Овощей по многим позициям сейчас переизбыток». 

Предпочтения потребителей, конечно, переменчивы. И понятно, что торговые сети не возьмут продукции больше, чем надо. Но все-таки, почему одни ритейлы придерживаются хотя бы приблизительного графика, а другие абсолютно нет? Возможно, кто-то сознательно заключил больше договоров, чтобы после выбрать продукцию по более выгодной цене или завез ее из-за границы?  

Елена Манкевич, заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси: «Мы посмотрели, как расходуются эти фонды, ситуация такова, что в разрезе регионов – это не одинаково. От 20 до 95% по тому или иному виду плодоовощной продукции. Почему попадает продукция не та, которая находится в стабфондах, – вот это все нам предстоит посмотреть вместе, вместе с нашими социальным партнерами».

А это уже Пинский район. Яблоки фермера Валерия Кохновича пришлись по вкусу не только белорусам, их с удовольствием покупают и в соседних странах. В стабфонд свою продукцию хозяин сада не закладывал, но с отечественными торговыми сетями давно сотрудничает и удивляется, почему те зачастую отдают предпочтение привозному яблоку. 

Валерий Кохнович, глава фермерского хозяйства: «Нет такого, чтобы приехали и заключили договор на какое-то время, их менеджеров мы у себя не наблюдаем, они по современному методу выставляют заявки, ну и мы участвуем или не участвуем в торгах».

И даже при таком раскладе доля фермерской продукции на прилавках отечественных магазинов постоянно растет. В торговых сетях отмечают: могла бы быть и больше.

Наталия Шаблинская, исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Беларуси: «Конечно, здесь вопрос качества, мы получаем, выбраковываем, возвращаем, договариваемся, но процент потерь достаточно высокий. Они произвели товар, хотят продать как можно дороже, это естественное желание, но все поставлены сегодня в рамки жесткого ценообразования, отпускной цены».

Продать дороже, купить дешевле. В этой формуле определенно должен быть баланс. А еще гарантии для каждой из сторон. Почему бы все это не прописать заранее? На этом и настаивает Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Тем более образец такого договора уже есть. 

Нина Емельянова, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Предусмотрели типовую форму договора, между производителями (хранителем стабфонда) и торговой сетью, обязательное условие, которое должно содержать договор – цена, график поставки, ответственность за недопоставку или не выборку, теперь будет взаимная ответственность, штраф в размере 10% от стоимости товара». 

Но как быть сейчас тем, у кого склады переполнены, и тем, кто не готов платить больше? И главное: захотят ли фермеры теперь и далее накапливать продукцию в хранилищах? Ведь многие выяснять отношения в судах просто не готовы. А значит, проблема по-прежнему остается. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Илья Соболев
География:
Беларусь