«Беларусь и Китай опровергают все стереотипы о несовместимости Востока и Запада». Репортаж ОНТ из Поднебесной

Страны Евросоюза – часть транспортного коридора между Западом и Востоком. В частности, наш Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – один из важнейших европейских хабов Нового Шелкового пути. Сегодня в парке, а это самый масштабный совместный проект Беларуси и Китая, более 50 резидентов.  По оценке специалистов, «это 354 га освоенной стартовой зоны  и около миллиарда долларов заявленных инвестиций». Собственно говоря, это начало.   Из Китая – наш корреспондент Максим Вечерков.     

Страны Евросоюза – часть транспортного коридора между Западом и Востоком. В частности, наш Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – один из важнейших европейских хабов Нового Шелкового пути. Сегодня в парке, а это самый масштабный совместный проект Беларуси и Китая, более 50 резидентов.  По оценке специалистов, «это 354 га освоенной стартовой зоны  и около миллиарда долларов заявленных инвестиций». Собственно говоря, это начало.   Из Китая – наш корреспондент Максим Вечерков.     

Хочешь стать богатым – построй дороги. Так гласит древняя китайская мудрость. Две тысячи лет назад в этой стране именно так и поступили – впервые был проложен торговый путь с Востока на Запад. В Европу везли шелк, который тогда ценился дороже золота. Обратно – специи, овощи и соль. Сейчас, по сути, история повторяется. Китай предложил реанимировать Шелковый путь. Но уже не  просто как торговый маршрут, а как канал обмена новыми идеями, знаниями и технологиями.

Джан Фа Цунь, генеральный директор департамента транспорта провинции Юньнань: «Главную ставку мы делаем на высокоскоростную железнодорожную сеть, которая соединит нас и с Азией, и с Европой. Не обязательно строить все эти тысячи миль железных дорог заново, ведь значительная часть инфраструктуры уже существует. Нужно просто связать всё вместе». 

Это еще и принципиально новая схема международных отношений. Сильный прокладывает себе дорогу на новые рынки. Но не угрозами и санкциями, а инвестициями в развитие инфраструктуры тех государств, которые будут поддерживать идею «Пояс и путь». Минск одним из первых откликнулся на инициативу Китая. В Пекине это оценили. В итоге, у нас самый высокий статус партнерства с Поднебесной.

Если представить Новый Шелковый путь в виде многоэтажного дома, то наша страна – это одна из несущих стен, без которой построить весь комплекс невозможно. А опыт сотрудничества Беларуси и Китая уже сейчас опровергает все стереотипы о несовместимости Востока и Запада, европейской и евразийской экономических моделей. 

Через Минск уже прошел важнейший транспортный коридор из Пекина в Европу. 9 из 10 железнодорожных составов следуют именно по этому маршруту. Наши преимущества – удобное географическое расположение и развитая инфраструктура. Но главное – Беларусь не только обеспечивает надежный транзит товаропотока, но и сама пользуется возможностью поставлять свои товары в Поднебесную. К примеру, продукты питания. Они все чаще   появляются на прилавках китайских провинций и уже полюбились местным жителям. Джоу Дзинь устроилась в этот магазин как раз в тот день, когда сюда пришла первая партия белорусского молока.

 Джоу Дзинь, продавец магазина: «Признаюсь, было сложно. Покупатель не был знаком с продуктом, и нам приходилось устраивать дегустации. После них появился спрос. Стали приходить семьи, у которых маленькие дети. Это все из-за высокого качества. Натуральное молоко сегодня – большая редкость».  

Мощнейший инвестиционный проект – китайско-белорусский индустриальный парк в окрестностях Минска, один из важнейших европейских хабов Нового Шелкового пути. «Великий камень» уже стал изюминкой двустороннего сотрудничества – больше 40 резидентов и уникальные бизнес-проекты, а это, к слову, и сотни рабочих мест для белорусов.

 Цу Гуоця, генеральный директор канцелярии при Госсовете Китайской Народной Республики: «Это наше общее развитие. Так и должно быть. Позитивные изменения от действия глобальной инициативы должны почувствовать простые граждане тех государств, которые строят международный коридор. Если, к примеру, хорошо у нас, то и у вас должно быть также, а это пример для других».

О сотрудничестве с Китаем договорились уже полторы сотни стран. Китайские компании и банки выходят на внешние рынки с проектами строительства мостов, электростанций, индустриальных парков, прокладывают нефте- и газопроводы, обустраивают морские порты, запускают новые авиарейсы. И в Беларуси Китай готов инвестировать не только в логистику. В ближайшие годы Пекин построит в Минске два крупных объекта: Национальный футбольный стадион и плавательный бассейн. А еще Китай готов открыть в белорусской столице представительство крупной компании StarNeto (входит в топ-10 в Китае). Искусственный интеллект, системы обнаружения и слежения, беспилотники, спутниковые антенны – самые новейшие образцы уникальной техники могут появиться на рынке под брендом «Сделано в Беларуси».

Чы Ченг, генеральный директор компании StarNeto«Мы давно сотрудничаем с Беларусью. Там делают очень хорошую оптику, а мы ее покупаем. За все время ни одной претензии к качеству. Но нужно идти дальше – и сейчас мы присматриваем себе офис в «Великом камне». Скоро выйдем на абсолютно новый уровень взаимодействия».

Китай готов взять на себя роль локомотива мировой экономики. В большинстве своем страны выступают за такое развитие. Подтверждение – итоги недавнего международного форума «Пояс и путь» в Пекине. Его участники подписали контракты на сумму свыше 60 миллиардов долларов. Но чем больше игроков, тем больше препятствий. И у каждого свое законодательство. Об этом, кстати, на форуме говорил и Александр Лукашенко. На пути движения товаров сегодня есть много искусственных барьеров. И с этим нужно бороться.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если мы хотим расширить наше экономическое сотрудничество, придать мощный импульс развитию экономик, нам необходимо более результативно работать над устранением всех видов барьеров. Но делать это только на территории отдельно взятого государства –  все равно, что в большом городе на одном перекрестке ликвидировать автомобильную пробку. Ты просто быстрее доедешь до следующей. Наша общая задача – координация действий стран на всем протяжении “Пояса и Пути”».

Как вообще у Пекина возникла такая глобальная идея? Все довольно просто. Последние 20 лет Китай бурно развивался  за счет госинвестиций в инфраструктуру. Этот бум и позволил сформировать солидные сферы экономики и миллионы рабочих мест. А когда дома все построили, появилась потребность выходить на внешние рынки, помогая развиваться даже самым маленьким населенным пунктам, которые оказались на карте проекта. Начали, естественно, с себя.

Прямо среди зеленых плантаций – детский парк. Пока родители работают (выращивают овощи и ягоды) дети под присмотром. Свежий взгляд на сельскую жизнь. Само хозяйство, кстати, тоже создали недавно. На работу взяли исключительно жителей обновленной деревни.

Жу Лей, председатель сельского округа провинции Хубэй: «Мы с государством договорились. Они нам помогают встать на ноги – и дают 60% необходимой для этого суммы. Остальные 40% мы зарабатываем сами. Выгодно всем».

И такие программы поддержки будут работать далеко за пределами Китая, как только современные экономические нити свяжут весь континент. Пока Пекину это удается. Шелковый путь – это не просто какое-то шоссе или магистраль. Это глобальная по своим масштабам конструкция. Цепь из инфраструктурных проектов должна создать крупнейший в мире экономический коридор. Проект охватит 4,5 миллиарда человек, а объемы промышленного производства в его границах составят 21 триллион долларов.

Таким образом, центр мировой гравитации возвращается на Восток. Азию сегодня называют не иначе как регионом XXI века. Там сконцентрировано почти 30% мирового ВВП. Эта цифра будет только расти, в том числе за счет возрождения Великого Шелкового пути, на котором есть место и для Беларуси.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Максим Вечерков
География:
Китай