Кинофестиваль «Лістапад»: последний конкурсный день

183

Последний сеанс конкурсного «Лістапада». Зрителям представят «Аттестат зрелости». Фильм производства Румынии, Франции и Бельгии международное жюри уже посмотрело на закрытом показе.

Скоро мэтры мирового экрана соберутся вновь, чтобы тайно определить своих фаворитов. Тем временем, Александр Матяс выявил явных лидеров 23-го кинофестиваля. Правда, пока не среди 23-х номинантов на Золото.

Из всех искусств важнейшим является кино. Для участников образовательной премьеры «Лістапада» – так точно. За «парту» в галерее Савицкого сегодня сели 16 отечественных режиссёров. Отозвались почему-то только молодые. В роли учителей – шведские продюсеры. Это не они, но их старшие коллеги, сделали своего Бергмана всемирно известным.

Алекс Ширяев, продюсер (Швеция): «Игровое кино, конечно, должно быть коммерчески оправданным. Документальное кино должно получать финансирование из каких-то ресурсов. Посмотрите в Скандинавии! Там есть региональные фонды, которые выделяют деньги на привлечение кинематографистов, которые бы снимали какие-то истории в этих регионах».

Тема занятия – «питчинг» (буквально «выставлять на продажу»). Заграничных экспертов привлекли пять белорусских идей. Теперь у будущих картин может сложиться будущее, например, на одном из самых престижных европейских фестивалей короткого метра в финском Тампере. А Минский «Лістапад» в эти минуты впервые занялся «Сценарным сватовством».

Елизавета Бобрикова, координатор Индустриальной платформы кинофестиваля «Лістапад»: «Хотим познакомить режиссёров со сценаристами и продюсерами. Мы также отобрали несколько проектов. Вначале будут представлять авторы, а потом – профессиональная читка некоторых сцен. То есть можно будет погрузиться в контекст, в атмосферу».

Шесть конкурсных дней шли в столичные кинотеатры «Навстречу вдохновению» киноведы и киноманы. Публика, по традиции, определит, кому же Бронза «Лістапада». Сейчас лидирует болгаро-греческая «Слава». Сегодня – под финал Основных конкурсов – «Убойные съёмки!», дебют и кинематографистов Ливана, и самой страны на кинофоруме Года культуры.

Нана Джанелидзе, режиссёр, председатель жюри Основного конкурса документального кино (Грузия): «Конечно, заранее ничего нельзя говорить, но общая картина – это, вообще-то, тенденция, которая сейчас существует. Это, как бы, «войти» поглубже в поток жизни».

Главный в игровом кино – грузинский режиссёр Заза Урушадзе – на «Лістападзе» заметен меньше, чем его землячка. За экранами говорят, некогда номинант на «Оскар» заболел. В прошлом сезоне жюри спорило о Золоте и Серебре, а также других наградах до трёх утра. В кулуарах, само собой.

Регимантас Адомайтис, народный артист СССР: «Когда приходим в кино, мы стараемся изо всех сил что-то сыграть – вот это плохо. Это сразу неправда! Сниматься уже и не приглашают. Наверное, знают, что я уже не хочу».

Его лёгкий балтийский акцент хотели услышать на «Лістападзе». Спецгость не приехал. Звезде некогда всесоюзного масштаба – скоро 80! Полвека «Восточного коридора», снятого на «Беларусьфильме» и отправленного цензурой «на полку», отмечают сейчас в фестивальной программе «Раритеты». Сеанс – в столичной «Победе», а в «Москве» репетируют финал 23-го кинофестиваля. Награды ждут своих героев до завтра в тайной комнате.

Торжественная церемония рассчитана максимум на два часа. Затем публика останется в зале. На самом большом экране Беларуси – «Послеобразы». Единственная копия последней ленты великого польского режиссёра Анджея Вайды – уже в Минске.

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Минск