Если вам ближе малогабаритные покупки и в очереди стоять неохота, вы наверняка заметили, что в большинстве крупных сетевых магазинов появились кассы самообслуживания. Вещь удобная, но порой к такой бездушной машине подойти страшно – оказалось, некоторые их побаиваются. Так если время – деньги, может, стоит к ним присмотреться? Ирина Плоцкая – обслуживаться рад.
Сам себе и продавец, и кассир, и покупатель – да, магазин уже не будет прежним. Достаточно взять корзинку, а следом – ответственность за то, что в ней. Все честно. И вместо улыбки приветливого продавца вас обслужить готов бездушный терминал. Добро пожаловать!
Ирина Плоцкая, корреспондент: «Рынок диктует свои условия. Сегодня скорость и удобство обслуживания – главные правила розничной торговли. Люди не желают стоять в длинной очереди. Поэтому современные покупатели предпочитают выстраивать отношения с магазином без лишних контактов».
Но всем ли техника будущего «по вкусу»? Ольга Александровна в свои 78 ни дня без движения, время на заслуженном отдыхе проводит с пользой: танцует, решает головоломки, в магазин – только пешком. Умные системы оплаты видела, но как-то не решалась...
Ольга Волкова, пенсионерка: «Всегда я рассчитывалась с продавцом на кассе. А подойти вот так, рассчитаться на весах как-то мне было неловко».
На наш эксперимент с видеофиксацией согласилась сразу. Предлагаем выбрать товар к новогоднему столу, взвесить и оплатить, без консультанта.
Ольга Волкова, пенсионерка: «Начну с ананаса. Для этого мне надо, наверное. Нужно пройти в раздел «фрукты» – верно?»
В теории все хорошо, но на практике оказалось сложнее. Вопросы возникли во время первого…
Ольга Волкова, пенсионерка: «Где у нас тут ананас? Кто поможет, кто подскажет?»
И во время второго взвешивания...
Ольга Волкова, пенсионерка: «Так, а кто может помочь человеку, который в первый раз осваивает науку».
Дальше уровень сложности выше – касса самообслуживания. Здесь уже есть подсказки – пошаговая инструкция.
Ольга Волкова, пенсионерка: «Взвесить. Кладу ананас. И…Пожалуйста, что это?»
После непродолжительного диалога с компьютером, совладать с техникой все-таки удалось. Когда логика не работает – на помощь приходят консультанты.
Ольга Волкова, пенсионерка: «Все делала пошагово. Взвесила, отсканировала, оплатила. Все получилось прекрасно. Но! Все-таки мне больше нравится у кассира рассчитываться».
Чтобы освоить технику самостоятельных покупок, у Ольги ушло минут 10. Осталось запомнить алгоритм. Но даже умным машинам ничто человеческое не чуждо – пока еще кассы самообслуживания требуют сопровождения сотрудников: сделать отмену товара, подтвердить возраст, помочь с кнопками. А некоторым просто не хватает живого общения…
Больше самостоятельности в магазинах у белорусов уже четвертый год. Свою роль сыграла пандемия. Карантин, ограничения дистанции подтолкнули к бесконтактной системе продаж. Если расставаться с деньгами, то с удобством.
Виктор Загорец, заместитель генерального директора сети гипермаркетов: «У нас есть объекты, где доля транзакции через кассы самообслуживания превышает 30% от общего количества на объекте. Система сравнивает все, что вы пробили, с итоговым весом на контрольных весах».
Мы взвесили два банана общим весом 420 гр. Теперь мы добавляем сюда хурму. И пытаемся все это пробить на кассе самообслуживания. Кладем на контрольно-весовую платформу – система пишет ошибку. Это не тот товар, который вы просканировали.
Неужели умную систему нельзя обойти? Мы рискнули и проверили сами. Набираем в пакет грильяж за 30 рублей и взвешиваем его как… «Черемушку» за 12. Идем на кассу.
И делать так никому не советуем! Каждое действие посетителя – под прицелом видеокамер. Как говорится, доверяй, да проверяй.
Виктор Загорец, заместитель генерального директора сети гипермаркетов: «Несовершеннолетние пытаются купить энергетик или алкоголь, есть покупатели, которые пытаются применить скидочный купон…Не на кофе, а на подгузники…. Бывает, человек берет большее количество пакетов, чем заявляет. Мы постоянно получаем обратную связь от интеллектуальных систем и помощников, и это помогает эти устройства совершенствовать».
Покупателям островки самообслуживания экономят время, магазинам – деньги. На месте двух обычных касс поместится до шести автоматических.
Наталия Шаблинская, исполнительный директор некоммерческого объединения «Ассоциация розничных сетей»: «Нет затраты на заработную плату продавца-кассира. Поэтому эффективность по использованию КСО – значительно выше. От 6 месяцев при разной производительности труда эти кассовые аппараты окупаются».
Да, это требование времени. Но никакого сокращения штата. По крайней мере, ПОКА. До магазинов будущего без продавцов и касс нам еще далеко. И хотя с каждым годом белорусский ритейл становится на шаг ближе к полной автоматизации, персонал никто не заменит. Хотя… умные системы становятся все умнее, и постепенно расширяется их применение. Кассы самообслуживания уже выходят за пределы столицы – их планируют внедрять во всех регионах.
Подписывайтесь на нас в Telegram