В столице наблюдали «Моления о чаше». Окончена реставрация шедевра, пожалуй, первого (по статусу) живописца XIX века Яна Дамеля. «Явление» гигантского полотна – почти три метра в высоту – состоялось в Национальном художественном музее.
Со стороны могло показаться, что в музее очередной перфоманс. Смысл этих действий и впрямь схож – публичное создание артефакта. Сразу на экспозиции в новом корпусе закрепили элементы дубовой рамы, весом полторы тонны. Затем в «платье» от столяров и реставраторов по металлу одели воскрешённого «Царя небес».
Аркадий Шпунт, заведующий отделом Национального художественного музея Беларуси: «Старались подобрать цвет, который бы не убил живопись, а наоборот “вызвал”, например, красный оттуда. По сути дела, представляем картину главного алтаря. И даже мы костёл знаем – Кальварийский».
В храме Божьем полотно находилось до начала 80-х, пока евангельский сюжет не выявила одна из музейных экспедиций – спасли и сохранили в запасниках «храма искусства». «Лечить» забытый шедевр кисти Яна Дамеля взялись полгода назад.
Александр Лагунович-Черепко, художник-реставратор: «Задумка автора была ввести и увести их в тень, в общем-то. Они не главные персонажи в картине, но и время сыграло свою роль».
Даже сейчас фигуры спящих апостолов едва заметны у ног Христа в Гефсиманском саду (место страстей, куда искупитель пришёл для своей молитвы перед арестом). Этот пейзаж где-то 1830-го – окончательная атрибуция – одна из задач в Год науки.
Реальный размер шедевра сегодня никто не назовёт. Что незаметно после реставрации? Значительные утраты нижней части холста. Возможно, именно там был автограф Яна Дамеля. Он, впрочем, редко подписывал своё.
Работы мастера эпохи классицизма есть в собраниях Литвы, Польши, России, в Беларуси – только четыре. Причём три картины – в коллекции Национального художественного. «Святого Иосифа с младенцем Иисусом» из костёла под Сморгонью хотели привезти в Минск, но... Мини-выставку заменили презентацией одного шедевра.
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Будзем вяртаць творы ў тую эпоху, у якой яны пісаліся мастакамі. У нас застаўся невялікі рамны фонд, які трэба таксама прывесці ў належны стан. У нас не было для гэтага ні памяшкання, ні адпаведных спецыялістаў».
Обновить «гардероб» живописи намерены к 80-летию музея – осталось пару лет. Параллельно реставраторы будут возвращать из небытия портреты, пейзажи, натюрморты. «Моление о чаше» минчанина Дамеля – подарок к 950-летию столицы, достойной своего Рембрандта.
Подписывайтесь на нас в Telegram