​Об инвестициях говорили на уходящей неделе и в Калуге, куда были приглашены белорусские и российские журналисты. Собственно, Калуга – такой регион, что там это вообще тема №1.

Об инвестициях говорили на уходящей неделе и в Калуге, куда были приглашены белорусские и российские журналисты. Собственно, Калуга  такой регион, что там это вообще тема №1.

Калужская область, которая утвердилась в России в качестве лидера по работе с инвесторами, готова делиться опытом с соседями, в том числе с Беларусью. Однако местные власти видят Минск не только учеником, но и учителем.

Город в центральном округе России, на берегу могучей Оки, называют «колыбелью космонавтики». Именно в Калуге жил и работал выдающийся изобретатель Константин Циолковский. Причудливая смесь из старинных храмов, «хрущёвок» и современных зданий – это и есть настоящая Россия. Впрочем, там, где вождь пролетариата не даёт забыть о прошлом, уверенно смотрят в будущее.

С именем Анатолия Артамонова связывают экономический скачок Калужской области: регион за 15 лет выбился в лидеры России по темпу роста промышленности и реальных доходов. Губернатор сходу расположил к себе журналистов – пошутил, угостил, сделал комплимент женщинам и белорусскому туризму.

Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области России: «Слава Богу, нет этой Турции, где никто здоровья не поправлял. И Египет этот. А вот в Беларуси, в санаторно-курортных условиях, можно поправить здоровье. У меня, наверное, половина правительства отдыхает уже на постоянной основе в Беларуси».

Минск для Калуги – надёжный партнёр: 9% торгового оборота края (в 2015 году это 350 миллионов долларов) приходится на Беларусь. Экономическая база подкрепляется крепкими политическим связями. В апреле 2014 Артамонов, как и многие другие российские губернаторы, ездил в Минск на встречу в Александром Лукашенко. Область готова наращивать обороты, предлагая белорусским предприятиям активнее работать со здешними инвесторами.

Готовность отказываться от сиюминутной выгоды ради перспективы сделали Калужскую область раем для иностранных компаний. В чистых российских полях выросли индустриальные парки, свои заводы здесь разместили Samsung, Continental, L'Oréal и другие мировые гиганты. Но гордятся здесь автомобильным производством. В области машины собирают Volvo, Renault, Mitsubishi, Skoda и Volkswagen.

Географическое положение сделало важным развитие транспортного сообщения. Калужская область – ключевой узел нового «Шёлкового пути», о котором много говорят и в Минске. Железная дорога от Китая до Европы – это многомиллиардный проект, и в индустриальном парке «Ворсино» уверены: Беларуси он принесёт огромную прибыль.

Николай Кручинин, генеральный директор группы компаний Freight Village RU (Россия): «Формирование некоего транзитного хаба здесь и дальнейшая отправка через территорию Беларуси, через Брест, уже товаров в Европу. Половина поездов заполнена комплектующими для наших производственных предприятий, половина – для европейских».

Поэтому в Калуге готовы напрямую работать с Минском – и непосредственно в транзите, и на стадии его организации и строительства дорог. Ведь во всём, что касается возведения объектов, здесь у белорусских специалистов  слава лучших в своём деле.

Калуга – это отличный пример экспорта строительных услуг, о чём в Минске говорят уже очень давно. К примеру, этот район (см.видео – прим.ред.) на 5 многоквартирных жилых домов возведён с участием крупнейших белорусских строительных компаний. Да и название района, пожалуй, знакомо каждому жителю Минска – Малиновка.

Два дома – на 188 и 126 квартир – уже построены, ещё три сдадут к концу года. Появление на рынке совместной белорусско-российской строительной компании всколыхнуло рынок Калуги – так здесь раньше не работали.

Иван Кураченков, житель Калуги (Россия): «Планировки дома, во-первых, самые приемлемые, самые интересные – лоджии увеличены. Второй момент – отделка первичная уже какая-то есть, я вот вкладывал деньги в уже чистовую отделку. Также очень большой плюс – благоустройство территорий: парковочные места, тот же самый парк. У нас застройщики в Калуге не могут похвастаться такими вариантами».

Андрей Сокол, директор компании «Вест» (Калуга, Россия): «Время на строительство дома у нас обозначено в графике в 9 месяцев. И за четыре года сотрудничества ещё ни разу по вине белорусского застройщика эти графики не были сорваны».

Пожалуй, строительство – именно так сфера, которая заставила местную власть, да и горожан, присмотреться к белорусам. Ведь Минск здесь, как и, наверное, в любом областном городе России, ассоциируют в первую очередь с продовольствием. Магазины белорусских товаров в Калуге стабильно притягивают клиентов гостовской «тушёнкой и сгущёнкой» – это уже немного калужского юмора. Покупают в магазине абсолютно всё.

Любовь Сергеева, директор магазина белорусских товаров «Сябар» (Калуга, Россия): «Молоко, хлеб, сметана. Естественно, колбасы. У нас производство Брест, Гродно, сейчас заключаем договор с Могилёвом».

Ноложка дёгтя в бочке мёда нашлась – из названия магазина «Сябар» пропала одна буква. «А» упала. Хорошо, что «“Б” не пропала», продолжают юморить местные. Но ошибку, конечно же, исправят. И на рост продолжающегося взаимного сотрудничества это никак не повлияет. Организаторы пресс-тура, к примеру, удивились: журналистов везли на передовую роботизированную ферму, в ответ услышали: «У нас, вообще-то, есть и гораздо лучше!».

«Помогите и подскажите!» – калужане не стесняются перенимать опыт. Взять хотя бы сельхозтехнику – Минскому тракторному можно хоть завтра отправлять новые модели в Калугу. А то и вовсе организовывать сборочный цех – поддержка будет лично от губернатора.

Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области России: «В области машиностроения мы хотели бы, чтобы белорусские предприятия разместили свои производства в нашей особой экономической зоне. Они уйдут от налогообложения, получат бесплатно земельные участки с инфраструктурой. Это облегчит им вхождение на российский рынок. И в сельском хозяйстве хотели бы, чтобы белорусы построили здесь свой большой сельскохозяйственный рынок, рынок сельхозпродукции, она очень востребована у нас».

Во-первых, Калуга – это город, в котором даже десятилетний мальчик может часами рассказывать про инвестиции и привлечение зарубежного капитала. Это, конечно, шутка, но от истины она не далека. Во-вторых, Калуга – это город контрастов, где на одной улице могут находиться рядом два совершенно разных здания: новое и самое современное и вот такие (см.видео – прим.ред.) старые полуразрушенные домики, которые, скорее, напоминание того, каким был город раньше.

Впрочем, если Калуга продолжит развиваться такими темпами, то её ждёт ещё больший успех. Поэтому белорусским компаниям стоит обратить пристальное внимание на этот регион. Тем более, что власть обещает: при прочих равных условиях выбор сделают в пользу партнёра из братской страны. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
Операторы:
Сергей Вяль
География:
Россия