18 млн кубометров попутного нефтяного газа в месяц. На такие объемы вышли белорусские специалисты, которые научились не только экологично работать с этим природным ресурсом, но и, благодаря современным технологиям, превращать его в прибыль. Хотя во многих странах такой газ является побочным продуктом и просто сжигается.
В Беларуси нет газовых месторождений, поэтому добыча отечественного «голубого топлива» напрямую связана с нефтью. Этот формат еще называют «два в одном»: там, где добывают «черное золото», там же в это же время добывают и газ. По сути, это побочный продукт, растворенный в углеводородной жидкости, который вместе с ней по подземному трубопроводу поступает на этот специальный участок. И уже здесь происходит процесс сепарации.
Сергей Ласица, начальник управления «Речицанефть» предприятия «Белоруснефть»: «Сюда приходит нефть, смешанная с водой с попутно добываемым газом. И нам необходимо ее разделить на три составляющих: на воду, нефть и газ. И газ выделяется у нас на всех этапах подготовки нефти».
После того, как газ становится самостоятельным продуктом, он поступает на перерабатывающий завод. Полвека назад, когда в Беларуси не было соответствующей инфраструктуры, его бы просто сожгли, чтобы он не мешал нефтедобыче. Но сегодня это по-настоящему ценный ресурс. Здесь из него делают около 10 видов востребованной продукции. От газового бензина до пропана-бутана, которым заправляют автомобили.
Денис Стальмах, главный инженер Белорусского газоперерабатывающего завода: «Вся внутренняя сырьевая база Республики Беларусь и продукция нашего завода покрывают в полном объеме потребности Беларуси в топливе "пропан-бутан автомобильный". Даже с учетом того, что потребность будет расти, мы гарантируем полное покрытие потребности страны в данном виде топлива».
На этом цепочка не прерывается. После переработки – транспортировка и реализация. В год завод отгружает на заправочные станции в среднем 90 тыс. тонн «автомобильного» газа. И сегодня отечественный продукт максимально доступен белорусским потребителям.
Александр Федорцов, начальник отдела маркетинга и розничной реализации топлива предприятия «Белоруснефть»: «К текущему моменту уже более 230 газовых модулей по всей Беларуси присутствует. Это только на наших заправках. В целом по стране около 300 заправочных станций, на которых можно заправиться газом».
Цена на него при этом выгодно отличается от бензиновых аналогов. По подсчетам автолюбителей, разница в среднем достигает 40%.
Татьяна Харько: «На полном баке я могу проехать порядка 780 км. Это будет по цене в районе 60 рублей. А если бы я проезжала это на бензине, то было бы больше 100 рублей».
В Беларуси попутный нефтяной газ сегодня добывают на 60 месторождениях. 200 миллионов кубометров год. И это далеко не предел. В перспективе – бурение новых скважин на залежах с высоким газовым фактором, что, вероятно, скажется и на объемах.
Подписывайтесь на нас в Telegram