Итоги визита президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Беларусь

Переформатировать отношения – именно такой шаг необходим сейчас в связке Минск – Душанбе. На политическом уровне складывается все очень даже хорошо, речь в большей степени идёт про экономику.  Об этом в пятницу заявили президенты Беларуси и Таджикистана. Эмомали Рахмон прибыл в нашу страну с официальным визитом.  Двух президентов связывают, можно сказать, дружеские отношения. А потому негоже, когда в межгосударственных торговых отношениях фиксируется определенный регресс. Не то, чтобы товарооборот значительно снижается, но вот есть, как говорят специалисты, проседание… В общем, решено такое положение дел исправить. Причем решение принято именно на уровне  президентов.  Дмитрий Семченко – о том, каким стал первый шаг на  новом этапе белорусско-таджикских отношений  и чего ждать после минской встречи двух лидеров.         

Переформатировать отношения – именно такой шаг необходим сейчас в связке Минск – Душанбе. На политическом уровне складывается все очень даже хорошо, речь в большей степени идёт про экономику.  Об этом в пятницу заявили президенты Беларуси и Таджикистана. Эмомали Рахмон прибыл в нашу страну с официальным визитом.  Двух президентов связывают, можно сказать, дружеские отношения. А потому негоже, когда в межгосударственных торговых отношениях фиксируется определенный регресс. В общем, решено такое положение дел исправить. Причем решение принято именно на уровне  президентов. Дмитрий Семченко – о том, каким стал первый шаг на  новом этапе белорусско-таджикских отношений  и чего ждать после минской встречи двух лидеров.         

Сюжет можно было начать с эффектных планов таджикской земли, которая богата золотом, серебром и ураном, чтобы подчеркнуть потенциал партнёра. Можно было показать наши самосвалы на стройке Рогунской ГЭС с самой высокой плотиной в мире, а затем белорусские тракторы, собранные на заводе в Гиссаре, и троллейбусы «Белкоммунмаша» в Душанбе, чтобы продемонстрировать успешную историю сотрудничества двух стран. Или стартовать с официальной церемонии встречи Эмомали Рахмона в Минске, чтобы подчеркнуть теплоту личных отношений президентов, которую не оттеняет ни строгий протокол, ни вышколенная рота почётного караула.

Не было бы дружбы между президентами, не было бы и нашей продукции в Таджикистане, и совместных производств, не говоря уже про таджикские виноградники в Брестской и Гомельской областях. Специфика постсоветского региона Азии такова, что выход на рынок этих стран лежит через их руководителей.

У нашего Президента есть ценный для политика дар – находить общий язык со своими коллегами. В белорусско-таджикском случае это ещё и уникальное совпадение биографий двух лидеров. Александр Лукашенко с 1985 по 1987 годы был секретарём парткома в колхозе имени Ленина, а Эмомали Рахмон – до 1987 года был секретарём правления колхоза имени Ленина. Разумеется, это разные хозяйства, но с одинаковым названием. Первый – в Шкловском районе Беларуси, второй – в Донгаринском районе Таджикистана.  Затем фактически одновременно они возглавляют сельхозпредприятия, а после становятся депутатами Верховных Советов своих республик. Главный пункт в биографии политиков – президентский. Полное совпадение. 

Оба лидера пришли к власти в сложнейший период суверенного становления своих стран. И если Беларусь смогла избежать кровопролития, то таджикский народ прошёл через горнило гражданской войны. В итоге в обеих странах удалось навести порядок. После такой предыстории состав фундамента двусторонних отношений понятен. 

Двусторонний товарооборот порядка 40 миллионов долларов, конечно, можно и нужно удвоить или даже утроить, но объём таджикского рынка небольшой – страна меньше Беларуси по населению, но рядом почти 40-миллионный Афганистан. Тракторы с предприятия в Гиссаре уезжают туда своим ходом. Если партнёры освободят технику от уплаты НДС, то производство и вовсе станет одним из самых конкурентных в регионе. Прямо во время экскурсии по МТЗ Эмомали Рахмон связался с премьер-министром, поручив увеличить сборку белорусской техники. Буквально через полгода в Таджикистане запустят сразу два совместных молочных предприятия по белорусским технологиям. Это главное, в чём нуждается Таджикистан. 

Эмомали Рахмон, президент Таджикистана: «Хочу отметить нашу заинтересованность в расширении производственных и кооперационных связей с белорусскими партнерами и привлечении передовых технологий Беларуси в реальный сектор экономики Таджикистана».

Душанбе заказал 150 белорусских троллейбусов, но просит снизить стоимость. Наш Президент резюмирует: можно урегулировать. Партнёры слушают, а главное – слышат друг друга.

Среди 11 подписанных документов магистральный – договор о стратегическом партнёрстве, который Александр Лукашенко и Эмомали Рахмон скрепили подписями. Особая тема – образование.  В вузах Беларуси обучаются около 1,5 тыс. студентов из Таджикистана, а в таджикских университетах есть совместные факультеты. Их выпускники в дальнейшем будут выстраивать отношения двух стран. На таком фундаменте можно строить даже небоскрёбы.

Подписывайтесь на нас в Telegram