Каким должно быть образование в Беларуси? Мнение

Каким должно быть образование в Беларуси? Мнение

Недавно в Минске с участием Главы государства прошел Республиканский педагогический совет. В центре внимания – вопрос: какие основы и принципы должны быть заложены в современную систему образования? В свете прошедшего мероприятия наш колумнист Павел Игнатьев делится своим мнением на данную тему. 

Мы часто говорим об образовании как одной из наиболее значимых сфер жизни человека. Но давайте чуточку глубже заглянем в смысл слова «образование». Формируется оно от другого слова – «образ». Т.е. это – процесс формирования образа, сути каждого из нас, уровня профессионального и духовного развития. 

Учитель, педагог… Но слово «наставник» мне чуточку ближе: наставление человека на определенный путь развития, от которого зависят его будущее и жизнь. Поэтому все начинается с учителя. Первые учителя в жизни – родители. Они закладывают в нас фундамент личности. То, какими мы станем, определяется еще в семье. Действует непрерывная цепочка: нас формируют те, чью систему мировоззрения и ценностей ранее тоже сформировали родители и учителя.  

Образование – не просто путь получения знаний, информации, овладения навыками или профессией. Это – сложный и важный процесс формирования полноценной личности: духовной, развитой, творческой. Образование нельзя причислять к сфере услуг! Это равносильно унижению тех, кто учил нас, учит наших детей! Оно несет в себе, прежде всего, созидательное начало. Можно быть человеком знающим или умеющим что-то, как хорошее, так и плохое. Знания и их применение могут быть положительными и отрицательными. Образование же всегда несет в себе только прогрессивно-развивающее начало. 

Так вот, как воспитать из детей, подростков, юношей и девушек образованных людей? Отвечу так: нужно вызывать и подпитывать у них интерес к познанию того, с чем они доселе не были знакомы. В основе всего должен лежать интерес, побеждающий лень, апатию, скуку. Именно он втягивает детей в изучение предметов в школе, побуждает открывать книгу, узнавать новое и незнакомое. 

И здесь мы вернемся к личности учителя. Учитель может как разбудить в ребенке желание к всестороннему развитию, так и заставить закрыться в себе, не пуская в свой мир что-то новое, полезное, необходимое. Педагоги, начиная с детского сада, формируют новых людей, а значит, общее будущее общества и страны. Поэтому, в первую очередь, государству необходимо одним из приоритетных направлений делать качественное развитие кадровой политики в сфере образования, поддерживать подающих надежды будущих воспитателей, учителей, преподавателей. Несомненно, семья закладывает основы личности, но мудрый и неравнодушный наставник может найти и развивать во взрослеющем человеке необходимые для будущей полноценной жизни задатки и основы. Вот почему столь необходимо самое пристальное внимание уделять тем, кто учит наших детей, что они почерпнут у своих учителей. 

В этой связи отмечу и то, что не стоит увлекаться образованием онлайн – прямой дорогой к десоциализации детей. Они разучиваются строить отношения со своими сверстниками, с социумом. Прибавим к этому физические и психологические проблемы: головные боли, бессонницу, нервные и тревожные состояния. Поэтому непререкаемой аксиомой должен быть личный контакт ученика и учителя. Нельзя терять их энергетическую связь, способствующую полной и качественной передаче знаний старшим поколением младшему. Пусть проверенные столетиями принципы «живого» образования остаются незыблемыми. 

Возвращаясь к тому, как вызвать интерес к учебе и познанию, остановлюсь на теме программ обучения. По многим направлениям стоит больше внимания уделять практической, а не теоретической составляющей. Здесь больший акцент я делаю на школьном образовании, т.к. оно лежит в основе основ. Многим предметам можно учить не по учебникам или сухому заучиванию, а через практику. Например, природоведение, химия, физика, биология – благодатные дисциплины. Как будут «гореть глаза» школьников, когда то же строение или виды деревьев познаешь не по картинкам в учебнике, а в каком-нибудь лесхозе! Некоторые разделы биологии можно изучать в том же ботаническом саду или «живых уголках». Полноценные мини-лаборатории, где можно проводить опыты и эксперименты, позволят с удовольствием заниматься химией, физикой. Материально-техническая база школ должна обязательно это предусматривать.

Школа является и тем местом, где прививается любовь к книгам. Читающий человек полноценен: он познает, анализирует, становится способным разобраться в окружающей действительности. Достоинство книги неразрывно связанной со школой в том, что она активизирует в ребенке мыслительные процессы. Недаром немецкий драматург и театральный деятель Бертольд Брехт отмечал: «Главное – научить человека мыслить!»

Смею предположить, что в наши дни система литературного образования не всегда поспевает за быстро меняющимся миром и подрастающим поколением. Поясню. В книжный мир нужно заманивать. Никому не хочется отворачивать, особенно подростков, от чтения. Но столь монументальные «Война и мир» или «Преступление и наказание» могут их «перегрузить». Такая классика еще тяжела для восприятия нынешней молодежью, а объективная, в силу возраста, неспособность у многих проникнуться Толстым или Достоевским может отбить охоту брать книги в руки. Как вариант, посвятить больше часов более современным классикам – Шукшину, Евтушенко; ввести в школьный курс что-то из Довлатова. Почему через более близкую по времени и более понятную для восприятия литературу не подвести школьников к тому же Чернышевскому? Думаю, начинать нужно с культивирования привычки и желания читать, двигаясь от простого к более сложному. И ввести уроки литературы, где ученики смогут не только читать и обсуждать, но и просматривать экранизации, театральные постановки лучших произведений мировой литературы. 

Нельзя недооценивать и уроки труда. Желание трудиться, уважение к собственному и труду окружающих у подрастающего поколения необходимо культивировать. Это порождает тягу к саморазвитию и самосовершенствованию, активизирует созидательное начало человека. Кто поспорит, что приобретенные девочками навыки кройки и шитья, готовки или мальчиками столярные и слесарные не будут полезны в будущем? Напомню, через материальный труд и его результаты мы начинаем больше ценить и уважать друг друга. Эти уроки позволят обществу не терять рабочие профессии. Когда все хотят стать айтишниками, экономистами менеджерами или юристами – тупик. В прямом и переносном смысле кормят-то всех, прежде всего, рабочие профессии. Руки рабочего человека обеспечивают экономическую стабильность и безопасность страны. Важно это доносить до учащихся. 

Военно-патриотическое воспитание подростков – еще одна область, формирующая настоящих граждан. Государство и народ не могут полноценно существовать и развиваться без знаний и уважения к своему прошлому и истории, готовности защищать свое настоящее. Условно говоря, это подразумевает не только обучение гражданской обороне, разборке/сборке автомата или посещение военных частей. Хотя подчеркну, такие практические занятия всегда были и остаются захватывающими, особенно для мальчишек. Это – и экскурсии по знаковым местам исторической и боевой славы, встречи с известными людьми, героями страны. И так, урок за уроком, встреча за встречей, происходит цементация взглядов, что у каждого из нас есть Родина…

Отрадно было узнать из СМИ, что в средне-образовательных школах планируют ввести уроки об основах духовно-нравственного воспитания. Очень важный, своевременный шаг! Говоря «техническим» языком, дети и подростки – объекты для вложения той или иной системы ценностей. А ценности, как известно, бывают разные. Поэтому необходимо в том возрасте, когда они впитывают, как губка все, что их окружает, что им говорят, что в них вкладывают, задать ориентир нравственного бытия.  

Хотелось бы, чтобы Министерство образования, наши педагоги на всех уровнях – от детских садов до вузов – строили свою работу и по принципам, упомянутым выше. От того, кто вырастет из наших детей, зависят все, любой государственный строй, любая правящая элита. Миссия системы образования –  «строительство» человека-творца, а не человека-потребителя. Залог благополучного и полноценного существования общества и государства исключительно в этом. 

Сформированный на таких принципах, человек правильно использует собственные и полученные от иных людей знания, инициирует процесс взаимного пополнения этими знаниями друг друга. Личность, словно робот, не использует автоматически просто набор навыков, а четко осознает, куда, как и для чего направлять накопленный «багаж мудрости». Только думая и анализируя, мы способны минимизировать, а то и вовсе избегать ненужных, порой трагических, ошибок практически на любом уровне. 

Не зря говорится: «Ученье – свет, а неученье – тьма».   

ФОТО: БЕЛТА

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Павел Игнатьев