Каким будет дизайн входного билета в Национальный художественный музей? Народное голосование началось

121

Увидеть и, конечно, выбрать свой из 154 вариантов можно в новом корпусе музея. Все образцы – без фамилий авторов. Зато в них легко узнаваемы шедевры коллекции – та же картина «Сегодня праздник».

Именно сейчас в музее открыт проект памяти её создателя.

В главном арт-музее сегодня сплошные «метаморфозы». Самого древнегреческого слова нет в афишах. Просто их не стали менять после того, как подходящее определение всему творчеству Георгия Скрипниченко пришло в головы кураторов выставки.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Я думаю, што гэта не зусім карэктна будзе «беларускі Сальвадор Далі», таму што ён, па-першае, знайшоў сваю дарогу ў мастацтве. Творы (жывапісныя ў тым ліку), яны глядзяцца актуальна».

Опять же, метаморфоза: 50 работ Скрипниченко изменили часть постоянной экспозиции. Сняли, например, плакат Цеслера – временно. Мол, земляк (оба мастера из Слуцка) поймёт. Да и проект-то памяти. До 75 автор «Похищения Европы» не дожил ровно три месяца.

Сергей Мартынов, коллекционер: «Выставок у него, действительно, было много. Причём выставки были в неслучайных и ключевых политических, в том числе, центрах. Начиная от Вашингтона, Нью-Йорка, заканчивая Парижем, Женевой, Дюссельдорфом. У нас сложились просто дружеские отношения».

Кадровый дипломат Мартынов признался: рассмотрел в Скрипниченко «культурного» коллегу ещё в конце 70-х на вернисаже в столичном Дворце искусства. Уже тогда в живописи и графике чувствовался почерк явно «национального» мастера. Сегодня в частной коллекции – шесть работ художника «Утраченных грёз».

Впервые сюрреалист эпатировал публику в 65, в последний год «оттепели». И уже та Всесоюзная выставка молодых художников в этом музее могла стать финалом карьеры Скрипниченко: соцреалисты возмутились, требовали исключить «хулигана» из института. Защитил «чистый» реалист Леонид Щемелёв.

Сюрреализм, то есть «сверх-реализм». С 20-х годов ХХ века и до сих пор художники пытаются отразить на холстах свои сновидения, фантазии... Метаморфозы, переход из одной формы в другую – только «себя» Скрипниченко писал с 65-го по 2012 год.

Ольга Архипова, куратор проекта памяти Георгия Скрипниченко «Метаморфозы»: «Рождение образа на протяжении десятилетий – и такое мы можем увидеть, действительно, в очень разных темах: и в теме автопортрета, и в теме человечества».

Сегодня немалую долю наследия Скрипниченко хранит семья. После выставки минимум одну картину музей хотел бы купить. Памяти мэтра и новый альбом его графических «головоломок», разгадывать которые нам предстоит веками.

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Минск