Какие ориентиры стоят перед экономикой страны и белорусами в 2022 году? Расскажет рубрика «Ближе к делу»

Какие ориентиры стоят перед экономикой страны и белорусами в 2022 году? Расскажет рубрика «Ближе к делу»

Балансом между сдерживанием омикрона и открытостью экономики резко озаботились политики зарубежных стран, в частности, Испании, США. Они решили сократить сроки карантина из-за дефицита рабочей силы в ряде сфер. Новый штамм аналитики связывают и с падением цены основных криптовалют. А вот как Беларусь преодолела этот год? И какой баланс между социальным и экономическим ставит целью в следующем?


Здравствуйте! Я Наталья Тарасюк. Без промышленных локдаунов, с ростом ВВП и экспортной активности. Таким был экономический 2021-й. Оправдались ли прогнозы? И какие ориентиры – внутренние и внешние – стоят перед экономикой страны и белорусами уже в новом году?

Итак, главным успехом в очередной пандемийный для мировой экономики год можно назвать наш валовой внутренний продукт. За неполный 2021-й он достиг практически 160 млрд рублей. И стоит сказать, что прогнозы насчет показателя не исполнились.

Правительство намечало скромные 1,8%. А вот зарубежные аналитики предсказывали существенное падение. Всемирный банк – больше, чем на 2,5%. Международный валютный фонд сильно колебался в своих предсказаниях – то прирост, то -0,5%.

Но белорусская экономика показала и устойчивость к попыткам выдавить с рынков сбыта, санкциям, и рост. Торговые отношения мы поддерживаем с более чем двумя сотнями стран. На 2,3% вырос ВВП за 11 месяцев. Естественно, роль сыграл спрос на наши услуги и продукцию.

Статистика за год будет позже, но за 10 месяцев объем внешней торговли товарами и услугами вырос. Мы продали почти на треть больше! Экспорт достиг практически 40 млрд долларов. Прирост зафиксирован по поставкам белорусских товаров в Евросоюз, ЕАЭС и страны дальней дуги.

Порадовал и рубль. Если посмотреть на обменный курс национальной валюты, то никакого обвала (а ведь некоторые скептики предрекали) не произошло. Никаких резких колебаний, наоборот, рубль укрепился. Доллар с начала года потерял больше 1%. Российский рубль – 1,5%. А вот евро обесценился больше, чем на 9%.

Некоторое разочарование вызывает инфляция, пока больше 10%, но это во многом плата за открытость экономики. Даже ООН в начале декабря заявила о росте мировых цен на продукты четвертый месяц подряд. А в ноябре и вовсе зафиксировала рекордное подорожание за последние 10 лет.

К примеру, в России с начала года цены выросли на 8%. И это – максимум с 2015 года. Хотя целевой прогноз был 4%. Наш регулятор строил более реальные планы и еще летом прогнозировал инфляцию на уровне 9%. Вместе с тем, Нацбанку и правительству предстоит принять меры по ограничению инфляции на уровне 6%. Это заложено в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2022-й.  

И вот ее приоритетом для себя в следующем году Нацбанк считает создание условий для устойчивого роста благосостояния и качества жизни белорусов. По сути, такая же цель стояла и при верстке бюджета на 2022-й. Главный финансовый документ сохранит социальную направленность. И это не на словах, это 45% всего республиканского бюджета.

Предполагается, что бюджет будет дефицитным. Но именно такой финансовый сценарий учитывает и внешнее давление на экономику, и затраты на комфортную жизнь для реального сектора, регионов и лечение людей. Особенно с учетом роста расходов больше, чем наполовину на медицину по сравнению с доковидным периодом. Сохранен механизм надбавок для медиков, работающих в условиях коронавируса. Это на годовую перспективу, а вот на квартальную – продлевается госрегулирование цен на социально значимые товары. Ограничивать аппетиты производителей и ритейлеров МАРТ решил до конца марта.

Большую ставку в будущем году законодатели делают на свободных экономических зонах и привлечении инвестиций. Эти ориентиры нашли поддержку и у сенаторов. Они одобрили законопроект о СЭЗ, поддержали и документ об инвестициях.

В Беларуси шесть свободных экономических зон. В них работают 429 компаний. Иностранные инвестиции поступают из трех десятков стран. Это порядка 7 млрд долларов.

Профильные законы должны дать импульс к развитию таких преференциальных площадок. А вот как зарубежному инвестору определиться, стоит ли вкладывать, сколько и куда? Нам расскажет Дмитрий Данильчук – представитель рейтингового агентства

Дмитрий Данильчук, исполнительный директор рейтингового агентства: «Ранее не было такой возможности, потому что только в 2019 году появились законодательные основы, которые разработал наш Национальный банк РБ. Кредитный рейтинг – это мнение рейтингового агентства о платежеспособности и финансовой устойчивости компании. В свою очередь, рэнкинг – это совершенно отдельный продукт, который ранжирует компании, анализирует компании в различных секторах экономики. Мы оцениваем финансовую устойчивость компаний. В настоящий момент мы оцениваем нефинансовые компании, потому что у нас разработана и согласована с Нацбанком методология оценки нефинансовых компаний, а в дальнейшем мы планируем оценивать лизинговые организации, поскольку уже разработали методологию и согласовываем ее с Национальным банком, а в будущем думаем перейти к оценке банков и других видов финансовых и нефинансовых организаций».

Оценка потенциала или текущего положения компании или проекта, по словам Дмитрия Данильчука, в первую очередь будет интересна юридическим лицам и представителям бизнеса, поскольку кредитные рейтинги, как правило, присваиваются компаниям-эмитентам ценных бумаг.

Дмитрий Данильчук, исполнительный директор рейтингового агентства: «Эмитируют у нас компании различные облигации, тем самым они привлекают ресурсы на развитие своей деятельности.  Давайте представим, что банковский кредит для некоторых компаний может быть дорогим и они решили обратиться к инвесторам, чтобы привлечь средства на более дешёвых или выгодных условиях. Инвесторы хотят понимать, насколько это компания устойчива. Они обращают внимание на наш продукт, на нашу аналитику, могут смотреть на выводы о финансовой устойчивости, которые мы представляем по каждой компании в пресс-релизе. Это обязательно разглашается на нашем сайте».  

Каким будет следующий год для белорусской экономики – покажет время и наши усилия.

Что до мировой – экономисты предупреждают о возможном росте бедности в США. Федеральные пособия, связанные с пандемией, постепенно будут уменьшаться, а на рост социальных расходов власти США не пойдут.

Эксперты по энергетики считают, что нефти в 2022-м будут добывать больше. А вот на рынке криптовалют в новом году все может быть не так радужно, как в нынешнем. Биткоин вырос на 70% с начала года, а капитализация всего сектора впервые превысила 2 триллиона долларов.

Такими были экономические новости уходящего года. Я, Наталья Тарасюк, желаю вам удачи в делах, финансового и личностного роста! Спасибо, что смотрите! До встречи! В Новом году!    

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Тарасюк
География:
Беларусь