Какая информация относится к коммерческой тайне и что считается ее разглашением? Разобрались с юристами

Какая информация относится к коммерческой тайне и что считается ее разглашением? Разобрались с юристами

Считается, что понятие «коммерческая тайна» впервые фигурировало на судебных разбирательствах, которые проходили в Великобритании в начале XIX века. А к началу XX производственные секреты защищались уже во многих странах. В нашей стране Закон о коммерческой тайне появился в 2013 году. 


Коммерческая тайна – это определенная информация, в отношении которой установлен особый режим. Предприятие может засекретить рецепт блюда или напитка, стратегию ведения бизнеса, базы клиентов и поставщиков. Информация, которую можно сделать коммерческой тайной, не должна быть общеизвестной или легкодоступной. Эти данные имеют определенную ценность.

Например, с их помощью можно увеличить доходы компании. Они не должны являться объектами интеллектуальной собственности или госсекретом.

Диана Урганова, старший преподаватель кафедры права и интеллектуальной собственности юридического факультета Белорусского государственного университета: «К коммерческой тайне может быть отнесена следующая информация. Например, финансовые отчеты организации, это могут быть какие-то секреты производства, процесса производства какой-то продукции. В некоторых компаниях сюда относят и порядок премирования, назначение бонусов сотрудникам».

Несколько лет назад в Лондоне провели исследование – выяснилось, что почти половина компаний просто выбрасывают документы, которые содержат конфиденциальную информацию. Увы, пока утечка секретных данных не приведет к убыткам, к их защите относятся халатно. Чтобы сохранить тайны, предприятия утверждают положение о коммерческой тайне. Оно содержит все нюансы предоставления доступа к информации. Многие компании включают в трудовые договоры положения о конфиденциальности. Там должны быть четко прописаны все моменты.

Руслан Петроченко, адвокат: «К типовым ошибкам работников можно отнести следующие. Первое – это использование для передачи информации, содержащей коммерческую тайну, личные мессенджеры или почту. Вторая ошибка – это разглашение коммерческой тайны коллегам по работе, у которых нет доступа к этой информации. И третья типичная ошибка – это вынос за пределы территории нанимателя флешек, жестких дисков или документов, содержащих коммерческую тайну».

Коммерческая тайна считается разглашенной, если без согласия владельца информацию узнают третьи лица. Причем неважно, кто именно и как узнал секретные данные. Если вы рассказали какие-то сведения маме или лучшему другу, а уж тем более коллеге из конкурирующей фирмы – это нарушение. Работнику могут сделать замечание или выговор или даже уволить его.

Диана Урганова, старший преподаватель кафедры права и интеллектуальной собственности юридического факультета Белорусского государственного университета: «Кроме того, работник может нести и гражданско-правовую ответственность, особенно когда он уже уволился и не является работником, а компания в результате разглашения этих сведений понесла убытки, то бывший работник в некоторых случаях должен возместить реальный ущерб и упущенную выгоду. И, конечно, административная или даже уголовная ответственность наступает за разглашение коммерческой тайны».

Коммерческая тайна – это основа работы любой компании или предприятия. Промышленные гиганты или небольшие стартапы – у каждой организации есть свои секреты. Бывают случаи, когда из-за утечки важной информации компании полностью разоряются. Поэтому каждый сотрудник должен ответственно относится к защите данных, которыми он располагает.

Леонид Брич, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «К сожалению, не везде все на местах. В первую очередь, работники понимают, что, придя на предприятие, нужно действительно сохранять ту небольшую секретность производства. Не зря закон сегодня есть, чтобы защищать эту коммерческую тайну. И вот наша задача как законодателей, так и менеджеров всех уровней научить, что секрет, а это коммерческая тайна, должен быть секретом».

И помните: любая информация – это тоже ценное имущество, а коммерческая тайна – подтверждение того, что молчание может стать золотом.

Фото: Pixabay

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Похлёстова
Операторы:
Сергей Вяль
География:
Беларусь