В ситуации, когда никто в мире не знает, какая стратегия действительно работает против коронавируса, а что только усугубляет коронакризис, страны смотрят друг на друга в надежде либо увидеть опыт, который подтвердит их путь или вдохновит тем, что у кого-то ещё хуже. Вторая стратегия точно не делает чести, но есть и такое.
В этот период надо быть сосредоточенным на том, как меняется ситуация в твоей стране, чтобы действовать исходя из реальности. Так поступают все, кто хочет пройти этот период с наименьшими потерями.
Но при любом раскладе и пути, обстановка крайне сложная. Всем тяжело.
Наблюдения, разговоры с местными жителями и общая атмосфера того, чем живёт сегодня Европа.
Каждый вечер с этого балкона льются звуки скрипки. На радость случайным прохожим, настоящий концерт даёт всемирно известный бельгийский скрипач Михаил Гутман.
Михаил Гутман, музыкант: «Скрипка - это моя жизнь. Я не могу без музыки и понимаю, что люди вокруг не могут быть всё время в заточении. Человек без искусства - не человек. Это помогает не думать о плохом».
Концерт длится недолго. Скопление людей даже по такому приятному поводу вряд ли оценят стражи порядка, которые пристально следят за тем, как граждане выполняют правила карантина. Брюссель, как столица Евросоюза должен быть примером для остальных. И он неплохо справляется с этой миссией.
На улицах пусто, в городе нет туристов, закрыты сувенирные лавки, магазины, кинотеатры, рестораны и кафе. Бизнес несёт невиданные потери.
Надежду на лучшее не оставляет шеф-повар и владелец ресторана в столице Италии. Больше 30 лет он неплохо вёл свой бизнес и впервые столкнулся с такой ситуацией. Небольшой коллектив в 8 человек отправлен по домам. С небольшими заказами на вынос, несколько дней в неделю он справляется сам.
Ди Карло, владелец ресторана I Molisani (Рим, Италия): «Вы видите, Рим пустой. Заказов очень мало. Я пока не знаю, как мне сохранить своих сотрудников. Возможно, мы будем работать посменно, с меньшим количеством рабочих часов. Скорее всего, с меньшими зарплатами. Я очень надеюсь, что постепенно все возобновится. Но понимаю, что это будет медленный процесс, и расходы будут высокими».
Пустые стулья на пустых площадях означают пустые кассы. Эту акцию немецких рестораторов и владельцев гостиничного бизнеса один за одним подхватывают крупные и мелкие города Германии. Федеральное правительство на нынешнем этапе постепенного снятия запретов разрешило работу лишь небольшим магазинам. Перспективы сферы услуг пока туманны.
Томас Ленгфельдер, главный исполнительный директор немецкой ассоциации отелей и ресторанов (Берлин): «У нас не просто меньше продаж, на самом деле их вообще нет. А аренда продолжается, коммунальные расходы продолжаются, взносы на социальное обеспечение, процентные ставки в банках. Мы переживаем за своё будущее».
Настроения бизнеса во многих уголках Европы разделяют простые люди. В Австрии, которая одной из первых в Европе стала ослаблять карантинные меры люди вышли на улицы с требованием ускорить эту работу, в Греции с режимом локдауна не согласны учителя. Многие из них опасаются, что после реформы, связанной, в том числе, и с дистанционным обучением, они могут остаться без работы.
Димитрис Мариолис, член союза учителей Греции: «Учителя, профессора и воспитатели все это время боролись за то, чтобы поддержать детей в этих трудных условиях, и в настоящий момент своими реформами, которые наверняка повлекут увольнения, они наносят нам удар в спину. Мы говорим правительству, что мы не будем бездействовать».
Страх, неопределённость, ограничения на передвижения, отсутствие привычных услуг и товаров - европейцев, как и жителей других уголков планеты кризисная ситуация разделяет на пессимистов и оптимистов. Кого из них больше, а кого меньше сосчитать невозможно.
«Пока, всё что я могу это погулять и посидеть на лавочке в одиночестве. А мог бы пойти в бар, выпить, съесть что-нибудь, увидеть моих друзей».
«Я думаю, что как только закончится карантин, я сначала встречусь с друзьями. Я думаю, что это главное, чего мне не хватает. А вот за беседой, наверное, мы уже поговорим о нашем будущем. Проблемы у всех одинаковые».
Джером Йоос, бизнесмен (Бельгия): «Очень печально, что правительствам приходится принимать решения между защитой здоровья людей и экономикой, но мы все понимаем, что работа бизнеса - это налоги, это деньги, в конце концов, это бюджеты, на которые нужно финансировать, в том числе и медицину. Простых решений тут нет. Нужен разумный баланс».
Такой баланс интересов в очередной раз попытались найти лидеры ЕС. В ходе видеоконференции прозвучали новые цифры от главы Центробанка. Снижение экономики стран в зоне Евро уже в текущем году может составить беспрецедентные в истории Евросоюза 15%. Деловая активность практически парализована. Под угрозой находятся около 60 млн рабочих мест.
540 млрд евро – это утверждённая программа экстренной поддержки европейской экономики - большие и быстрые деньги из общего бюджета. Но спасение еврочиновники видят не в латании дыр, а в создании долгосрочного фонда объёмом в несколько триллионов евро. Его параметры Еврокомиссия должна разработать в ближайшие недели.
Шарль Мишель, председатель Европейского совета: «Этот фонд должен быть достаточно масштабным, нацеленным на наиболее затронутые секторы и географические районы Европы, и должен быть направлен на преодоление этого беспрецедентного кризиса».
Урсула фон дер Ляйен, председатель Еврокомиссии: «Безусловно, между грантами и кредитами будет разумный баланс, и это вопрос переговоров».
Переговоры пока разбиваются о разные представления стран ЕС к взаимовыручке. Одни настаивают - если мы одно целое, то и долг у нас один на всех, другие не хотят отвечать за чужие растраты и призывают партнёров жить по средствам. Очень многое будет зависеть от позиций европейских фаворитов Германии и Франции.
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Нам понадобятся реальные бюджетные трансферты - не просто кредиты, а трансферты - в те регионы и отрасли, которые больше всего пострадали. Именно через такие решения мы можем дать правильный ответ на экономические, финансовые и промышленные планы, сохранив при этом единство не только Еврозоны, но и единого европейского рынка».
Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Всем ясно, что нам нужен такой стимулирующий пакет, или фонд восстановления, как мы его называем. Это отвечает нашим интересам, потому что все может быть хорошо для Германии только в том случае, если все будет хорошо для Европы. Мы связаны со всей Европой через цепочки поставок, и, как мы уже видели, когда они нарушаются, у всех нас возникают большие проблемы. Потребуются значительные инвестиции в будущее».
Пока стороны согласны с тем, что в общий бюджет ЕС странам-участницам отныне придётся вносить почти в два раза больше, теперь 2% национальных ВВП, а на преодоление последствий пандемии использовать средства семилетнего бюджета Евросоюза. На новые переговоры лидеры ЕС соберутся через две недели, в начале мая. К этому времени многие страны объединённой Европы начнут более активно снимать карантинные меры, освобождать экономику и дарить хоть какую-то надежду бизнесу и конечно туристам.
Подписывайтесь на нас в Telegram