Как живет Европа спустя год после начала пандемии коронавируса?

Как живет Европа спустя год после начала пандемии коронавируса?

Ровно год Европа живет с ковидом. Первый европеец, заболевший коронавирусом, был выявлен в небольшом городке Кодоньо на севере Италии. В течение недели в регионе зафиксировали уже 888 случаев заражения и 21 летальный исход. Итальянские власти вынуждены были не только заблокировать въезды и выезды из города, ограничить передвижение, но и первыми в странах ЕС закрыть внешнюю границу. Примеру Италии последовали Испания, Австрия. Это спровоцировало настоящую панику в Евросоюзе и стало первым и главным вызовом для обновлённого европейского правительства Урсулы фон дер Ляйен. Последствия тех несогласованных действий всё ещё ощущают на себе европейская экономика и, конечно, простые люди.


Черепичные крыши, как и год назад, всё также излучают спокойствие и уют. Кажется, что ничто не может и не могло всколыхнуть размеренную жизнь Кодоньо, этого провинциального итальянского городка недалеко от Милана, и всё же всего за неделю об этом месте узнал весь мир. Именно здесь появилось понятие «красная зона», блокада, которую скоро назовут привычным уже понятием «локдаун», а местные власти первыми во всей Европе столкнулись с невидимым врагом, совершенно не понимая, как себя вести. 

Нулевым пациентом – так назвали первый случай в Европе – стал 38-летний местный житель по имени Маттиа. Он успел заразить своих близких, его отец впоследствии умер, но санитарные службы так и не смогли выяснить, от кого мужчина мог заразиться сам, ведь в Китае, где уже бушевал вирус, он никогда не был. Тем временем скорость заражения приняла угрожающие для местных властей масштабы – почти 900 человек за неделю и 21 смерть. 10 городов, включая Кодоньо, изолировали и объявили красной зоной. Людей заперли в домах.

Паника – примерно так можно описать всё, что происходило потом и в самой Италии, и в соседних странах. Эффект домино. Люди выстраиваются в магазины, не понимая, что будет завтра, скупают всё, что попадается на глаза. Медики при первых признаках вируса забирают человека в клинику, не имея ни нужных лекарств, ни тактики лечения, буквально взрывая статистику. Власти блокируют города, районы и в конце концов принимают решения о закрытии границ, не глядя на соседей и забывая о правилах Шенгенского соглашения. 

Самый громкий скандал спровоцирует Польша, которая практически без предварительных объявлений отгородилась от соседей, спровоцировав огромные очереди на границах, поставив в тупик всех, кому нужно было въехать или выехать из страны. Это приведёт к массовым протестам на границах и первым обвинениям европейским властям, которые упустили ситуацию из-под своего контроля. 

Захлебнувшиеся от наплыва пациентов больницы, закрытые города, аэропорты, отели, рестораны, кинотеатры, музеи и предприятия. Ущерб европейской экономике от несогласованных действий даже сегодня является приблизительным, но исчисляется десятками миллиардов евро. Лидеры ЕС один за одним повторяют: такого экономического удара их страны не испытывали со времён Великой депрессии. В большинстве стран ЕС треть малого бизнеса находится на грани банкротства. Антонио Фальчетти, руководитель компании по производству автомобильной электроники, которая расположена в том самом итальянском городке Кодоньо, получил двойной удар в самом начале пандемии. От вируса умер его отец – основатель компании, и вирус едва не погубил сам бизнес. 

Дискуссии о губительности стратегии тотального карантина ведутся до сих пор. Но противников локдаунов, очевидно, становится всё больше. Вот свежая статья в австрийском журнале Wochenblick в цикле «Другой путь в борьбе с коронакризисом». Австрийские журналисты отмечают низкий уровень смертности в Беларуси, даже при равном количестве инфицированных, например, в сравнении с Австрией.  В Wochenblick полагают, что эффективность заключается в большом количестве больничных коек, качественной системе профилактики инфекционных заболеваний и охраны здоровья, сохранившейся со времен СССР, и решения не закрывать страну на карантин.  

В статье приводится мнение американского врача-эпидемиолога Джона Иоаннидиса, который в своих исследованиях пришел к выводу, что ограничительные меры не оказывают существенного влияния на распространение инфекции, а наносят огромный побочный ущерб. Цитата: «Тот факт, что смертность в Беларуси в пиковый для коронавируса 2020 год была даже несколько ниже, чем в предыдущие годы, вполне может быть связан с тем, что к населению не применяли "пыток" в виде жестких карантинных мер».

Сегодня дискуссии о борьбе с коронавирусом ведутся вокруг вакцинирования. И это очередной вызов для европейских властей, который пока снова складывается не в их пользу. Поставки вакцин сорваны, как и графики прививания. Сегодня глава Еврокомиссии заявила, что новая тактика европейского правительства будет заключаться в наращивании закупок вакцин, расширении производственных мощностей и борьбе с подделками на фармацевтическом рынке. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Европа