Как закалялась сталь

Мы говорили о встрече президента Александра Лукашенко с представителями российского медиа-сообщества. До этого пресса, блогеры и эксперты побывали на белорусских предприятиях и остались в восторге.

Мы говорили о встрече президента Александра Лукашенко с представителями российского медиа-сообщества. До этого пресса, блогеры и эксперты побывали на белорусских предприятиях и остались в восторге. 

Белорусский металлургический завод на этот раз не попал в список для посещения. 

Тем не менее, именно российский рынок – важное экспортное направление для предприятия: 18% продукции продают в Россию. На первом месте – Европа (48,4%), далее идёт Ближний Восток (11,5%), страны Африки (9%).  Важен и рынок США (4%). 

Правда, наращивать поставки в Европу и Америку мешают заградительные пошлины. Тем не менее,  в управляющей компании уверены, что трудности только закаляют. И сталь (за два года здесь освоили более 30 новых марок),  и коллектив. 

Невероятно сложный  процесс. Но машины с этим неподъёмным материалом разделываются буквально в считанные минуты. Сначала печь как следует нагревает металлические заготовки. Через мгновение они становятся тоньше, а на выходе и вовсе превращаются в пылающие прутья. Поражает скорость – она быстрее, чем у самолёта на взлёте.
 
 
Современный мелкосортно-проволочный стан – один из самых масштабных проектов за всю историю БМЗ. Подобных производств нет на всём постсоветском пространстве. За время прохождения по конвейеру металл вырастает в цене более чем на треть. Такова разница в стоимости стали на входе и проката на выходе. Затем он становится основой железобетонных конструкций, крепежей, автомобильных компонентов.

Василий Рабок, начальник участка сортопрокатного цеха №2  ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»: «Наш стан – умный стан, он полностью автоматизирован, все процессы, практически 95 % – автоматизированные. Участие и вмешательство в процесс производства нашего продукта человеческого фактора оно минимизировано».

Достаточно просто смотреть в монитор и нажимать необходимые кнопки – всё как на ладони. С начала года для мировой автомобильной промышленности отгружено свыше 90 тысяч тонн проката стоимостью $55 млн. Половина объёма – для западноевропейских партнёров, среди которых мировые бренды: Daimler, VW, BMW, Fiat.

Андрей Венгура, начальник исследовательского центра ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»: «Для направления автомобилестроения очень важно наличие сертификата качества соответствия с международными стандартами, такие стандарты как IATF 16949, наше предприятие одним из первых в республике сертифицировалось по этой версии стандарта, также в комплексе стандартов – стандарты немецкой ассоциации автомобилестроения. И мы постоянно поддерживаем нашу систему управления качеством на высоком уровне».

Белорусский завод во многом мировой законодатель мод в своей отрасли. В отличие от других предприятий,  БМЗ выпускает практически всю возможную линейку металлопродукции. И, в зависимости от спроса на рынке, может быстро переориентироваться.  Поэтому экспорт растёт. За 11 месяцев отгружено почти два миллиона тонн металла. Выручка более миллиарда долларов. Показатели значительно превышают прошлогодние.

Анатолий Савенок, генеральный директор ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»: «Это позволяет нам и закрепиться и, самое главное, мы уже перешли с нашими покупателями на трёхлетние контракты, длительность увеличилась, это не три месяца и не год, работает формула цены, то есть это признание: мы их не подводим, а они на нас рассчитывают. Мы соблюдаем все те нормативы, регламенты, которые заложены в требованиях к продукту, мы не говорим, что давайте мы сделаем вот так по-нашему, мы говорим – мы сделаем так, как вам надо».

Отсюда такое повышенное внимание к качеству. Его здесь контролируют с помощью новейшего оборудования, которого нет ни на одном предприятии в республике. В Европе действуют очень жёсткие требования к продукции  – состав, чистота стали. Чтобы дефектов не было, эта лаборатория работает круглосуточно.

Алексей Радионов, инженер центральной заводской лаборатории ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК»: «На нашем участке мы можем определять любые международные параметры, то есть те, которые нам заявят потребители из Евросоюза. Уровень браковочной продукции у нас в принципе неприемлем, потому что качество у нас контролируется на каждом этапе производства».

Благодаря грандиозной модернизации, БМЗ ушёл от так называемых промежуточных полуфабрикатов и нарастил выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. География экспорта выросла почти до 70 стран – только в этом году 13 новых рынков: Южная Америка, Африка, Ближний Восток. Товаропроводящая сеть завода в условиях торговых войн и борьбы за выживание на рынке научилась делать практически невозможное.

Николай Родиков, управляющий директор компании Belastahl (Германия): «Идеи приходят в зависимости от того, что на тебя сваливается – большая радость или большая проблема. Чаще всего сваливаются большие проблемы, поэтому кто быстрее и правильнее отреагирует, тот сумеет либо не понести потери, либо минимизировать их и продвигаться, развиваться дальше. И в принципе пока у завода это получается».

У самых активных представителей завода за рубежом теперь ещё одна важная миссия. Представлять не только интересы БМЗ, но и всей страны. Итальянский партнёр предприятия Роберто Готти недавно назначен почётным консулом Беларуси в городе Брешия. 

Роберто Готти, директор компании Dismas Trading (Италия): «Раньше я отвечал только за трубы, прокат и катанку. Это популярная у нас продукция, высококлассные клиенты. Теперь я должен обеспечить экспорт всей линейки белорусских товаров. Это очень большая ответственность, нужно работать ещё лучше».

Но вернёмся к торговым войнам. Они, пожалуй, самая серьёзная проблема для металлургов. Из-за частичных санкций США, Евросоюз стал контролировать импорт стали на свой рынок и сейчас проводит глобальное защитное расследование. А пока там действует так называемая европейская квота «против всех» (дополнительные пошлины). Новое решение Еврокомиссии мир узнает в начале февраля. Как защищаются белорусы?

Юрий Рудюк, директор юридической компании Van&Bellis (Бельгия): «Мы понимаем, что аргументация и позиция компании БМЗ, которая была озвучена в письменных комментариях, в ответах на антидемпинговые вопросники, а также в рамках устных слушаний в Брюсселе будет учтена. БМЗ выступает за открытую торговлю, за торговлю без ограничений. В случае если Европейская комиссия считает, что действительно сложились необходимые условия для того, чтобы ввести ограничения, то БМЗ отстаивает позицию индивидуального квотирования».

А это позволит сохранить предприятию прежние объёмы поставок на европейский рынок гарантированно без пошлин. Надежды на благоприятный исход есть, об этом говорит опыт прошлых лет. А пока многие металлургические гиганты вынуждены сбавлять обороты и уменьшать мощности, БМЗ продолжает работать на опережение. Задача на ближайшее время – новые контракты и расширение географии экспорта.  Не только на запад, но и на восток.

Подписывайтесь на нас в Telegram