В Беларуси с 4 февраля увеличивается размер утилизационного сбора. За каждый ввезённый из стран ЕАЭС автомобиль придётся заплатить в 8 раз дороже. Впрочем, это, по словам экспертов, не создаст проблем на рынке.
Оценивать для Сергея Тумашика не в новинку – ещё недавно это было делом профессии. Сегодня, говорит, выбирает для себя. Свой автобизнес закрыл, но о тонкостях рынка знает, пожалуй, всё. Уверен, что повышение утилизационного сбора, которое несколько дней активно обсуждают на автофорумах, не только не навредит, но и оздоровит белорусские дороги.
Сергея Тумашик, покупатель: «Пошлины нужно повышать на автомобили старше 5 лет. Причём так, чтобы их сюда не везли. Зачем нам необходим этот “металлолом”, который стоит во дворах? Вечером, приехав домой, не припарковать свою машину».
С 4 февраля ставка пошлины на утилизацию (то есть плата за возможность переложить вопрос «куда девать ненужное автостарьё?» на государство) увеличивается. За ввезённую из России или Казахстана машину людям придётся заплатить около 5 миллионов, если авто моложе 3 лет, и почти 7,5 миллионов – за «четырёхгодку» и старше. Ставка выросла в 8 раз, но специалисты говорят: недовольны лишь те, кто не понимает, что происходит на автомобильном рынке страны.
После падения российского рубля случился автобум, и белорусы массово закупили новые автомобили в Смоленске и Москве. Но куда девать старые? Спрос на них внутри страны минимальный. Да и жалко отдавать машину всего за $4 тысячи, если когда-то заплатил за неё $10.
Андрей Галыгин, администратор авторынка: «Людей стало намного меньше. В будний день очень мало, в выходные немножко больше. Как повлияет на ситуацию повышение утильсбора – время покажет ».
За тысячу долларов в России сейчас можно купить машину на ходу, а через несколько лет, когда она окончательно развалится, просто оставить на парковке и забыть. Уже завтра купить «одноразовое» авто станет невыгодно. Тысяча на машину, 300 долларов утильсбор, растаможка, транспортные расходы. За эти деньги проще купить в Беларуси машину помоложе. Тем более, берут сегодня не бюджет, а средний сегмент.
Виталий Гамзович, директор автокомпании: «Самая ходовая машина стоит около 10 тысяч долларов, если она станет $10200, люди не откажутся от её покупки. На количество заказов это не может никак повлиять. Понятно, что люди недовольны просто повышением стоимости».
К тому же повышение ставки было ожидаемым. Ведь её ввели в 2011 году, когда Россия, вступив во Всемирную торговую организацию, была вынуждена снижать пошлины на авто. Разницу решили компенсировать введением нового сбора, и эти деньги отправить именно на утилизацию рухляди. Идею Москвы поддержали остальные страны Евразийского экономического союза. С января ставка в России выросла, по аналогии увеличилась она и в Беларуси.
Леонид Рыжковский, начальник управления министерства промышленности Беларуси: «Утилизационный сбор в Республике Беларусь повышается в соответствии с повышением соответствующего сбора в Российской Федерации. Это было в постановлении правительства РФ от декабря 2015 года. Мы просто гармонизировали наше законодательство в рамках Союзного государства».
А вот в механизме уплаты изменений нет. После покупки машины в России или Казахстане владелец с договором обращается в таможенный орган, заполняет декларацию и вносит сумму в кассу. Процедура занимает не больше двух часов. И только затем можно поставить машину на учёт в ГАИ. Платить нужно один раз – при ввозе машины на территорию Беларуси. Хотя разница между ценами на авто в Минске и Москве и без того стала менее привлекательной.
Дмитрий Павлович, покупатель: «Есть если брать авто официально, то цена одинаковая будет, а хлопот меньше здесь».
Увеличение суммы сбора сыграет на руку белорусским дилерам, которым зачастую достаётся «на орехи» от недовольных покупателей. Мол, в той же Москве в автоцентрах цены ниже. Но для поставщиков ставка была значительно больше затрат автолюбителей, которые «гонят» машину для себя. Сбор вырастет и для юрлиц, но ненамного. Уравняются условия – упадут цены.
Сергей Варивода, заместитель председателя Белорусской автомобильной ассоциации: «Только ленивый не критиковал наших дилеров за то, что наши цены выше, чем цены в автосалонах в России. Одна из причин – это разница в ставках. Сегодня, 3 февраля, дилер, организация уплачивает в 13-26 раз больше утилизационный сбор, чем физическое лицо, ввозящее такой же новый легковой автомобиль».
Ярче всего реакцию на повышение утилизационного сбора характеризует количество желающих приобрести авто в последний день старых цен: людей в очереди сегодня даже меньше, чем обычно, говорят продавцы. А недовольных покупателей успокаивают: в Беларусь за последние годы ввезли столько машин, что выбрать можно на любой вкус.
Подписывайтесь на нас в Telegram