О работе деревообрабатывающих предприятий в условиях санкций говорили в Гомеле. Давление со стороны Европейского союза в виде остановки действия лесных сертификатов и ограничения поставок из Беларуси, безусловно, отразилось на работе сферы. Но ситуация далеко не критическая. Ведь перед отраслью стоит вполне выполнимая задача – перераспределить около трети экспортных потоков – объемы продукции из дерева, которые уходили на Запад.
Кто думает, что сделать обычный комнатный стул проще простого, тот сильно ошибается. Несколько десятков деталей – от ножек до мягких элементов – нужно сначала изготовить, а затем, как конструктор, правильно соединить. Работа в две смены – это примерно 300 стульев в сутки. По-настоящему ручной труд, когда решает не машина, а человек.
Ольга Кравцова, отделочница предприятия «Гомельдрев»: «Каждый стул осматривается, каждый стул шлифуется вручную, каждый стул красится вручную, потом перешлифовывается опять – все это вручную».
«Гомельдрев» – это 300 видов продукции. Не только корпусная мебель, но и целая линейка изделий – фанера, паркет, пиломатериалы, багеты и многое другое. При этом один из самых амбициозных проектов на предприятии – запуск собственного завода плит МДФ. Уникальные древесноволокнистые панели средней и высокой плотности изготавливают из высушенных волокон с последующим горячим прессованием. Их используют не только в производстве мебели, но и для отделки помещений, фасадов, дверей, изготовления декоративных планок, плинтусов и ламинированных напольных покрытий. Известный каждому ламинат. Наиболее перспективное направление на рынке.
Это одно из немногих производств полного цикла, которое может контролировать качество продукции на всех этапах – от заготовки леса до получения готовых изделий. Новейшие дизайнерские решения и постоянно растущий ассортимент позволяли предприятию из года в год успешно наращивать объемы экспортных поставок. Пока не вмешались санкции. Под них попала почти вся продуктовая линейка завода. И география продаж, понятно, резко сузилась – до 22 стран.
Алексей Матиишин, начальник сектора маркетинга предприятия «Гомельдрев»: «Нам очень сложно было, потому что на страны ЕС и Украину приходилось порядка 50 процентов всего экспорта продукции. Часть продукции стали экспортировать в Польшу, пока это было возможно, а последние полтора месяца основной упор делаем на традиционные рынки. Это Азербайджан, Казахстан, Россия и внутренний рынок».
Сегодня важно грамотно перераспределить экспорт. Приоритет – страны СНГ и азиатский регион. Поставки в Россию, к примеру, уже выросли в полтора раза. А пока предприятие основательно укрепляется на привычных рынках и ищет новые производственные площадки – это более 2 тысяч сотрудников – не снижают объемы. Темпы прежние.
Геннадий Коротченко, генеральный директор предприятия «Гомельдрев»: «Сегодня идет некоторое накопление склада, мы не останавливались, у нас все производства работали и работают в штатном режиме. Поэтому с учетом тех запасов, которые были наработаны за достаточно неплохой прошлый год, мы сегодня не останавливали производство».
А значит, можно активнее работать и в части импортозамещения. Речь о внутреннем рынке. И в первую очередь, это касается мебели – продукции с самой высокой добавленной стоимостью. Уход европейских торговых сетей в этом случае – вовсе не потеря, а очередная освободившаяся ниша для наших производителей. И этим надо пользоваться.
Юрий Назаров, заместитель премьер-министра Беларуси: «Вот эти сети международные торговые, они же не производили продукцию, все равно же ее производили мы, на производстве "Гомельдрева", "Ивацевичдрева". Производства-то остались у нас, мы знаем, какая мебель, как ее производить – значит, надо ее предложить, через собственную товаропроводящую сеть, через наши торговые центры. И вот когда говорят: ушли там с российского рынка эти сети, с нашего рынка кто-то там завернулся, ну, я тоже не вижу в этом трагедии. Это, наоборот, для наших производителей плюс. Создавайте и приходите в те торговые центры и предлагайте ту продукцию, которую вы производили для этих сетей».
У деревообрабатывающих и мебельных предприятий Беларуси, однозначно, достаточно потенциала, чтобы нивелировать любые потери на рынках. Для этого в стране есть все необходимое. Собственные древесные ресурсы (мы не зависим от импорта сырья), современные перерабатывающие мощности и, конечно же, квалифицированные кадры. Есть и рынки сбыта помимо европейских. Многие только открывают для себя белорусского производителя – предметный интерес у Туниса, Алжира, Мексики и Перу. Оперативный анализ показывает, что проводимая работа по переориентации товарных потоков постепенно приносит свои результаты.
Подписывайтесь на нас в Telegram