Как в Беларуси упростят условия ведения бизнеса? Итоги совещания у Президента

Сегодня во Дворце Независимости говорили о том, как усовершенствовать контроль (он не должен сковывать работу предприятий) и исключить излишние требования к бизнесу. Президент собрал рабочую группу, которой в короткий срок предстоит выполнить эти поручения.

Сегодня во Дворце Независимости говорили о том, как усовершенствовать контроль (он не должен сковывать работу предприятий) и исключить излишние требования к бизнесу. Президент собрал рабочую группу, которой в короткий срок предстоит выполнить эти поручения. Важность проблемы можно обозначить лишь несколькими цифрами. Каждый день в стране проходит около 450 проверок, некоторые крупные предприятия встречают контролёров до 50 раз в год. Разумеется, такое административное давление не идёт на пользу бизнесу и производству. Именно поэтому Александр Лукашенко потребовал пересмотреть подходы – и к работе контролирующих органов, и к требованиям.

В его кабинете яркие дипломы за подписью Главы государства и статуэтки, напоминающие о статусе лучшего предпринимателя. В год казна получает от него около миллиона долларов в виде налогов, 800 долларов – это среднемесячная зарплата в компании. Казалось бы, что это идеальный предприниматель – рабочие места и налоги. Единственная и, как утверждает Сергей Варивода, главная его проблема – это контролирующие органы. Первый удар его фирма получила ещё в 2004-ом. Купили 59 новых автомобилей, поставили на оплачиваемую стоянку, но контролёры вдруг выяснили, что владелец стоянки не соблюдает нормы хранения. В итоге почему-то наказали автовладельца, а не хозяина площадки. Конфисковали всю партию легковушек.

Сергей Варивода, председатель совета директоров группы компаний «Интеллект»: «В итоге предприятие было разорено. Единственная защита наших прав – предъявить иск к стоянке, который нельзя реализовать, поскольку стоянка – это будка сторожа и будка собаки».

Из 60 работников половину пришлось уволить,но предприниматель нашёл в себе силы восстановить бизнес фактически с нуля. За эти годы компания построила достойный офис и магазин, но самый долгожданный проект – станция технического обслуживания – забуксовал в череде проверок и предписаний.

Не успело предприятие прийти в себя от штрафных санкций, как получило очередной удар, причём за бизнес-проект пятилетней давности. Сергей рассказывает, что купили крупную партию китайско-украинских автомобилей. Запорожский автозавод выдал белорусам документ о локализации в 50%. Это означает, что половина работ и запчастей сделаны в Украине. То же самое специальным сертификатом подтвердила украинская таможня. Это даёт право продавать автомобили в Беларуси. Однако уже после сделки белорусские таможенники усомнились в подлинности документов и потребовали ещё миллион долларов пошлин. Ситуация для фирмы патовая, разводит руками бизнесмен, ведь активы его компании вдвое меньше. Претензии к запорожцам не предъявишь – все документы соответствуют международным договорённостям. В итоге предприятие придётся закрыть, людей уволить. Более того, таможенные платежи пойдут в бюджет России – так устроен порядок распределения пошлин в Таможенном союзе. Конечно, у контролёров есть свои аргументы, и работают они, соблюдая действующее законодательство, только не всегда оно оказывается на пользу бизнесу и в конечном итоге государству.

На это интервью Сергея Вариводу нам удалось уговорить с большим трудом, вроде и терять уже нечего, но о своих проблемах он не привык говорить вот так. Открыто.

Ничего не бойтесь. Так сегодня сказал Президент бизнесменам, призывая к максимально открытому диалогу. О том, что контролирующие органы должны действовать по медицинскому принципу «не навреди», говорилось уже не раз, и сегодня в разговорах о давлении государства на бизнес было решено поставить точку.

Для этого в январе Александр Лукашенко распорядился создать рабочую группу по совершенствованию контрольной деятельности и излишних требований к субъектам хозяйствования. В неё вошли представители государственных органов и деловых кругов, которые подготовили конкретные предложения.

Бизнесменов будут меньше контролировать, но и ответственность деловых людей в этом случае повышается. Как пример, отказ МЧС от проверок малого и среднего бизнеса. В свою очередь, предприниматели призывают не бросаться в крайности, ведь против проверок они не возражают – главное, чтобы контролёры выступали в роле учителей, а не карателей.

Наум Кац, владелец обувной фабрики: «Если помочь и остановить – это одно, если дождаться и наказать – это другое. Если мы полностью запретим проверки – вылезут ещё большие проблемы».

Не менее важная проблема – дублирование функций, когда сразу несколько госорганов делают одну и ту же работу, да ещё и по несколько раз.

Контролёры пищевой продукции с критикой согласны. Причём, убрав дублирующие функции, можно сэкономить время и деньги. Например, лабораторные исследования проводят и Министерство здравоохранения, и Минсельхозпрод, и Госстандарт.

Бизнесмены предъявляют претензии и к необоснованным проверкам, и к излишним и, порой, запутанным требованиям. Как логический итог: штрафы, санкции, наказания.

Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства: «Если проверяет налоговая, то у нас 98% нарушений. Ну, не могут же все быть такими плохими, значит что-то не то с законодательством. Другое дело, что контролёры не должны оставлять за собой на месте предприятия пустое поле».

Внеплановые проверки (а их почти 80%) не должны быть лазейкой для проверяющих, способных парализовать работу предприятия. Для этого Президент потребовал повысить спрос с самих контролёров.

Также Президент напомнил, что контрольные функции нельзя отдавать коммерческим организациям, но понимают это не все. Например, Минздрав привлёк для проверки лекарств предприятие «Белфармация». В итоге контролёры проверяют работу своих конкурентов. Порядка требует и ведомственный контроль.

Больной темой Президент назвал и упрощение требований к ведению бизнеса. В лицензировании – 900 административных процедур. Чтобы открыть кафе, нужно пройти около 12. На это в лучшем случае уходило полгода. В стране уже свыше шести с половиной тысяч технических актов, причём более 500 – обязательные.

Как пример засилья технических кодексов Александр Лукашенко привёл строительную сферу. Здесь более двух тысяч нормативно-правовых актов. Число обязательных за последнее время удалось снизить в 20 раз. Но и 125 довольно много.

Разумеется, требования, которые касаются безопасности, жизни и здоровья людей, обязательно останутся, но случаев, когда столовую наказывают за определённое количество крючков в гардеробе, быть не должно. Раскритиковал Президент и претензии к агроусадьбам. В итоге к ним не будет дополнительных требований, а льготы обещают даже расширить.

Изменится и сам подход работы контролёров. Главная цель – помочь бизнесмену, а наказание применять в крайнем случае. Пока этот процесс обратный.

Ярослав Романчук, экономист: «Есть порочная мотивация – найти что-то, обложить штрафом, потому что если контрольный орган проработает год без санкций, встанет вопрос: зачем он вообще нужен?».

Условия для комфортной работы будут созданы. Президент даже вывел для чиновников своеобразную формулу: если в чём-то сомневаетесь, делайте так, как будет лучше для бизнеса. Но снижение контроля автоматически повышает ответственность самих бизнесменов. Пенять на государство уже не получится, поэтому лучше хорошо подумать, прежде чем заняться непростым делом.

Построение новой современной экономики должно сопровождаться улучшением условий для деловой активности. Для этого Президент поручил задействовать все необходимые ресурсы. Работа должна быть публичной и без раскачки.

Сегодняшние совещание стало, по сути, мозговым штурмом. Задачи, цели и проблемы прозвучали на всю страну. Часть поручений уже выполняется. Решения, которые требуют вмешательства на уровне Президента, должны быть готовы к рассмотрению не позднее следующего месяца.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram