Приехали! А может, даже докатались. Вы когда-нибудь задумывались, кто самый опасный участник дорожного движения. Лихач на дорогом авто? Или, может быть, новичок со знаком «70»? Нет, боятся стоит бесправников. Ведь зачастую они либо вообще никогда не учились водить, либо лишились прав за вождение в нетрезвом виде. А где гарантия, что они вновь не сядут за руль подшофе? И тут пора забить тревогу: их на дорогах все больше! 40 человек задерживают только в Минске. И так каждый день. Что движет бесправниками, они расскажут, уже сидя за решеткой. Повод задуматься: а это точно стоит того?
Хотят ездить во что бы то ни стало и как попало. Именно поэтому многие и лишаются водительских прав. Порой ради любимого занятия некоторые готовы на крайние меры.
Этот молодой человек поджег авто начальника ГАИ Логойска за то, что тот лишил его прав на 5 лет за нетрезвую езду. Очевидно, не смог перенести такой утраты.
К счастью, не все так глупо распоряжаются своей судьбой и чужим имуществом. Но хватает и тех, кто не готов смириться с отсутствием прав. На «авось» рассчитывают многие. В прошлом году только в Гродненской области – более 6 тыс. человек, в Гомельской – около 9 тыс. были задержаны за езду без прав.
Николай Кухаренко, начальник межрайонного отдела ГАИ УВД Гомельского облисполкома: «80% – это, как правило, те водители, которые лишены права управления. 10% водителей – те, которые никогда не получали права управления. И 10% ограничены по состоянию здоровья либо за долги: не платят штрафы, кредиты и т.д.».
В общем транспортном потоке и те, кому за руль противопоказано садиться по состоянию здоровья. Вероятность попасть в аварию очень высока. Хоть требования медиков становятся лояльнее, получить заветную справку могут не все.
Ольга Калечиц, заведующий отделением по освидетельствованию водителей 24-й поликлиники спецмедосмотров г. Минска: «Самое грозное – это приступы с потерей сознания. При состоянии на учете наркологическом и психиатрическом, отсутствие зрения, отсутствие движения в конечностях, отсутствие функции схватов и удержания предметов».
Отдельных «бесправных» лихачей и слабых здоровьем мало что пугает. Они раз за разом наступают, а вернее, наезжают на одни и те же «грабли». Нередко травмируются люди и бьется техника.
Самое главное не дать таким нарушителям вновь оказаться за рулем.
Каких только отговорок не услышит наряд ГАИ. Сегодня инспектору на дороге достаточно минуты или чуть больше, чтобы установить правду.
«Зашел в базу, вбиваешь ФИО нарушителя потенциального – там все есть».
И, кстати, не всегда слова водителя – ложь. И за отсутствие при себе самой карточки, подтверждающей право на управление, можно отделаться предупреждением.
Михаил Корниевич, командир специального подразделения ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Можем в потоке тоже выявлять – есть такие возможности. Видно автомобили, которые привлекались за вождение в нетрезвом состоянии, водителей, которые лишены права управления».
Те, кто решается ехать без прав, пытаются предвидеть инспектора на дороге. И продумывают различные ухищрения.
Вот столичные медики оказывают помощь такому хитрецу. Водитель заметил ДПС на дороге, со второй полосы примкнул к обочине и кинул автомобиль.
Беглец оказался со стажем и знает: попадаться в очередной раз ему никак нельзя. Прав за пьянку лишен 11 лет назад. С тех пор за езду без прав задерживали 5 раз. В базе данных – 18 нарушений!
Еще недавно сдерживающим фактором за управление транспортом без прав был штраф до 50 базовых величин. В худшем случае нарушитель мог схлопотать и до 15 суток. Как ни в чем не бывало лихачи продолжали ездить и… нарушать. Раз за разом.
Ситуация стала настолько серьезной, что в дело вступила прокуратура.
С июня 2021 года ответственность за неоднократное вождение без прав внушительно ужесточена. Достаточно трижды попасться экипажу ГАИ, чтобы прокурор направил уголовное дело в суд. И на кону теперь до двух лет ограничения свободы. Казалось бы, теперь то уж точно задумаются, но…
Юлия Харчейкина, заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры Беларуси: «Если с начала действия закона в 2021 году по ст. 317-2 УК осуждено 139 лиц, то в 2022 году – 807. Как правило, это лица, лишенные прав управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения».
Житель Брестского района после лишения прав пьяным за руль не садился, но ездил постоянно.
«Мне же все равно надо было бы добираться на работу. Работать ведь надо. Я далеко не ездил».
И это несмотря на то, что об уголовной ответственности неоднократно предупреждали. Последний раз попался в километре от дома. Подвозил соседку.
На днях мужчину приговорили к двум годам ограничения свободы с направлением в учреждение открытого типа. До вступления приговора в силу приводит домашние дела в порядок.
«Сделал для себя выводы, что лучше не шутить с законом. И всем советую не ездить без прав».
34-летний Александр из Гомеля когда-то решил вообще не сдавать на права. Нет удостоверения – и лишать нечего. Ездил, как хотел, не гнушался сесть и подшофе. Череда штрафов закончилась ограничением свободы на один год. А сдать на права теперь сможет только через пять лет.
Евгений – один из тех, кого сначала частично изолировали от проезжей части, а затем и от общества. Сегодня мужчина вдали от дома отбывает наказание «на химии», как говорят в народе. И он тут такой не один.
Ограничение свободы – вынужденная и действенная мера. Ведь пока горе-водитель под присмотром – это гарантия, что он не появится вновь на дороге. У осужденных будет время и о будущем задуматься, и правила дорожного движения подучить. И это был их осознанный выбор!
Подписывайтесь на нас в Telegram