Как украинский конфликт изменил погранзаставу «Глушкевичи» и близлежащую белорусскую деревню. Репортаж с границы

Обстановка на погранзаставе стабильная – пока дальше провокаций дело не заходило

Как украинский конфликт изменил погранзаставу «Глушкевичи» и близлежащую белорусскую деревню. Репортаж с границы

Держать ухо востро уже не кажется лишним. Это очень четко понимают те, кто живет у южной границы. Совсем недавно были как родные, и вдруг жизнь круто изменилась. Граница охраняется в усиленном режиме. Но провокации с украинской стороны – не редкость. И к такому ведь не привыкнешь. Один из самых напряженных участков – около 370 километров – охраняет Мозырский пограничный отряд. Максим Вечерков заступил в наряд, что увидеть все своими глазами.


Экипировка белорусских пограничников – увеличенный боекомплект, бронежилет и специальный шлем на голову. Когда у соседей неспокойно, лучше себя обезопасить.

Охрана границы не прерывается ни на минуту. Большая нагрузка – на срочников. Во время усиления они проводят в нарядах больше времени, чем обычно. Правда, сам путь к месту службы занимает не более пяти минут.

Владислав Рудник, инспектор пограничной заставы «Глушкевичи»: «Шесть часов длится сама смена. Нас сейчас трое: старший пограничного наряда и два младших пограничного наряда».

Кстати, нестандартная ситуация. Впервые в истории нашим ребятам приходится охранять границу с государством, в котором идут активные боевые действия. А потому каждый шорох – повод для немедленной реакции.

Кирилл Сухарев, инструктор служебных собак пограничной заставы «Глушкевичи»: «В случае обнаружения следов на контрольно-следовой полосе мы делаем доклад на пограничную заставу, а в случае обнаружения беспилотного летательного аппарата по команде старшего мы открываем огонь».

Зона ответственности пограничной заставы «Глушкевичи» – полоса длиной более 40 километров. С той стороны – Житомирская область Украины. И оттуда уже не раз пытались прощупать наши рубежи, регулярно ведется разведка местности.

Владислав Зенкович, заместитель начальника пограничной заставы «Глушкевичи»: «Увеличилось количество провокаций, начали засвечивать лазерным лучом видеокамеры. Соответственно, установка фотоловушек с целью фиксации пограничных нарядов Республики Беларусь. Практически ежедневно слышны выстрелы различные, то есть каждый раз они фиксируются».

Весь участок заставы оборудован камерами видеонаблюдения. Изображение выводится прямо на монитор дежурного. Круглосуточно.

Но и без этого украинская территория хорошо просматривается. Особенно из ближайшего пункта пропуска. Колючая проволока, заваленные дороги, все перерыто и заминировано – это уже привычный пейзаж для белорусских пограничников.

Алексей Федорович, контролер отделения пограничного контроля «Глушкевичи» Мозырского пограничного отряда: «Постоянно находятся люди военные. Каждые сутки за нами наблюдают, а мы – за ними. Волнение всегда есть, не волнуется только... не знаю кто».

Все передвижения по погранпереходу – максимально осторожные. В основном, бойцы находятся за большими бетонными блоками, что не мешает обзору. На некоторых участках заставы оборудованы оборонительные окопы.

О напряженной обстановке на границе говорят и мешки с песком. Это огневые рубежи – на случай любой непредвиденной ситуации.

А они могут быть разными. Украинские стражи границы ведут себя вызывающе. Если раньше при встрече они отдавали воинское приветствие, то сегодня словно соревнуются в хулиганских выходках. Порча инфраструктуры, агрессивные жесты, в том числе с оружием, оскорбительные надписи на дорожных знаках, листовки с призывами и аудиозаписи политического характера, звонки с угрозами оперативным дежурным. Давление на белорусских пограничников беспрецедентное.

Сергей Павлов, официальный представитель Мозырского пограничного отряда: «Был установлен макет повешенного военнослужащего в форме российской армии, которого представители Украины назвали Валерой. Сказали, что это военнослужащий, убитый под Киевом. Это все делается с целью какого-то устрашения, с целью психологического давления на военнослужащих, которые охраняют госграницу нашей страны. Опять же, низкая дисциплина находящихся вблизи государственной границы воинских формирований позволяет предполагать, что может произойти даже случайный выстрел какой-нибудь, который может спровоцировать ситуацию дальше».

Тем более, это могут быть совсем не пограничники – по ту сторону люди в неустановленной форме. Возможно, территориальная оборона или вовсе наемники. Когда оружие раздавалось всем подряд прямо в центре Киева, никто не давал гарантий, что оно не окажется у нас под боком. В руках тех, кто когда-нибудь захочет этим воспользоваться.

Александр Денисюк, заместитель начальника отделения пограничного контроля «Глушкевичи» Мозырского пограничного отряда: «Наши сотрудники, мы все готовы к любому изменению обстановки на нашем участке. В случае вооруженного вторжения готовы к применению оружия».

Во многом в охране границы помогают и местные жители. О любых нештатных ситуациях они сразу сообщают. А вдоль пограничной полосы действует особый пропускной режим. Въезжать и оставаться на этой территории могут только местные жители и их близкие.

Белорусскую деревню Глушковичи и украинскую – Майдан-Копищенский – разделяет небольшой участок леса (примерно три километра). Практически у каждого по ту сторону границы есть родственники – раньше часто ходили друг к другу в гости и не делили себя на белорусов и украинцев. Теперь все иначе.

 После того, как Украина закрыла свои пункты пропуска, в сложной ситуации оказались тысячи жителей приграничья. Через белорусские погранпереходы пройти по-прежнему можно – официально они работают. Но дальше людей просто развернут назад.

Василий Коваль, председатель Глушковичского сельского исполкома: «Кумовья, сваты, родственники умирают, даже на похороны не можем попасть. Мечтаем о том, что все-таки это, даст Бог, со временем закончится, и мы будем опять приглашать друг друга в гости. Хотим встретиться – чем быстрее, тем лучше, потому что много друзей наших, которые тоже с той стороны хотят».

А пока деревня живет обычной жизнью. Люди продолжают заниматься своими делами: ходят на работу, обсуждают последние новости, дети учатся в школе. Обстановка на погранзаставе тоже стабильная – пока дальше провокаций дело не заходило. И там надеются, что не дойдет. Хотя ответ на любые враждебные действия готов. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Максим Вечерков