Как создаются фейки о событиях в Беларуси, кто и зачем играет на эмоциях подписчиков? Рубрика «Антифейк»

Как создаются фейки о событиях в Беларуси, кто и зачем играет на эмоциях подписчиков? Рубрика «Антифейк»

Когда нет новостей и информационных поводов, приходится их выдумывать. Иначе подписчики уйдут. Кстати, уже уходят. Если проанализировать статистику, а она есть в открытом доступе в Сети, то за последний месяц практически у всех ангажированных Telegram-каналов в графе «прирост» каждый день – стабильный минус. У кого – минус тысяча, у кого – минус 5 тысяч. 


А всё потому, что как ни старайся разнообразить сказку «про белого бычка», а всё равно – одно и то же утомляет даже самых стойких. Приходится придумывать новые сказки. Цель одна – вызывать у читателя и зрителя эмоции. Ведь когда человек эмоционален, он готов поверить во всё, что угодно.

«Долгое время считалось, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это муж и жена. На самом деле, это четыре совершенно разных человека». Эта старая шутка, построенная по принципам юмора абсурда, сейчас будет полезна, чтобы понять один из механизмов создания фейков сегодня. 

Ведь юмор – это тоже ложь, призванная вызвать эмоцию – смех. «Цель – эмоция». К этому утверждению вернёмся через пару минут, пока – об инструментарии. Ложь – это искусство. И раз есть художники лжи, должны быть и критики. На примере – один из инструментов лжи. Прочтите эту «новость», которая вполне могла бы появиться в каком-нибудь Telegram-канале: 

«Всеобщая забастовка на заводе под угрозой, потому что государство угрожает забастовщикам увольнением и другими проблемами». 

Обдумайте. А теперь – об искусстве. Обе части этой новости – ложь, не только угрозы забастовщикам, но и существование забастовки в принципе. Но мы реагируем только на вторую часть новости о том, что «государство угрожает забастовщикам». Мы можем в это верить, можем сомневаться, можем отвергать, но мы реагируем лишь на верхушку лжи. Её фундамент – то, что на заводе якобы забастовка – сомнению не подвергается, так устроен мозг, мы об этом даже не думаем, это как бы само собой. В этом и есть искусство – обрамить одну ложь другой, защитить суть. Ведь этим сообщением Telegram-канал не информирует нас, что государство угрожает стачкомовцам. Этим сообщением нам внушают, что на заводе – забастовка. Которой нет.

Это лишь один из инструментов лжи, которые сейчас используют против всех нас. Это началось давно – и наслоений у этой лжи уже бесконечное множество. Есть самый показательный пример, построенный по тем же принципам, что и ложь о заводе, – «Саша 3%». Экс-участник штаба Бабарико Юрий Воскресенский уже признавался, это этот фейк придуман по принципу «чем больше ложь, тем скорее в неё поверят». 

Я позволю себе дополнить. Роль лжи про «Саша 3%» заключалась в том, чтобы скрыть другую ложь – о том, что у Александра Лукашенко нет электорального большинства. И именно эта суть была зашита в тотальную ложь про 3% перед выборами. Пока мы верили, не верили, сомневались в том, что у Тихановской – 97%, нам внушали, что у неё большинство. Так устроен мозг – некоторые начали эту ложь воспринимать как действительность. Вы же тоже наверняка слышали такой «аргумент»: «Может, у неё и не 97%, но точно больше 50%». На основании чего сделан такой вывод? Это значило, что искусство лжи сработало. И всё, что происходило и происходит сейчас, – из-за лжи или благодаря ей. 

Но с началом протестов инструментарий лжи расширился. Если фейк про 3% основывался на чувстве надежды, что всё поменяется, то после 9 августа двигателем лжи стал страх. Ведь никогда в Беларуси не происходило то, что случилось в первые дни после выборов. И мы стали бояться – а что может быть ещё?

«Ожидание смерти хуже самой смерти» – плюс-минус эта фраза стала основой лжи с августа. Чего бы мы ни боялись, мы подсознательно искали «новость» именно об этом, чтобы прочитать, что это якобы произошло. Ведь тогда бояться уже нет смысла. Так, например, выросла ложь про Кристину, которую якобы зверски дубинками изнасиловали всеми видами секса на Окрестина. И плевать, что нет ни документального подтверждения, ни фото, ни видео, ни аудио, ни даже фотографий или любых данных самой Кристины. Мы ведь боялись, что так может быть, – и с удовольствием избавились от страха, поверив в это. Но Кристины, конечно, не существует. Я думаю, вы уже видели материалы моих коллег, которые нашли автора этого «сенсационного сообщения». Это пранкер, юморист, который набросал фейковую новость зарубежному изданию, те поверили, выпустили, а наши тутбаи забрали себе, добавив сверху ещё своей лжи.

И, кстати, не спешите ругать пранкера за такие шутки. Во-первых, он показал, как много фейков вокруг нас. Во-вторых, этой жестокой шуткой он многих избавил от страха. Так что ему можно даже сказать спасибо. И главное. Так как был страх, что такое может произойти, эту ложь рано или поздно всё равно бы кто-то придумал. 

И вот теперь – о доминирующей роли эмоций во всей этой Telegram-войне. И я не перегибаю палку, когда говорю, что это война, потому что это массированное давление на противоборствующую сторону, в которой приемлем урон гражданскому населению. То есть наши оппоненты считают, что в давлении на власть урон вам, читателям и зрителям, допускается. Урон эмоциональный. 

Я сейчас озвучу одну «новость» для примера: «Виктор Бабарико подал Президенту прошение о помиловании, признал истинные мотивы участия в выборах и дал чистосердечное признание». Вот вы услышали это в телеэфире. И одни эмоционально будут доказывать, что знали, что именно этим всё и закончится, а другие, так же эмоционально, это будут опровергать, обвиняя госСМИ во лжи. И у одних, и других мнение на счёт возможности такого развития событий уже сформировано. И моё сообщение (а это всего лишь слова, без доказательств) не способно опровергнуть аргументы ни одной из сторон, следовательно, ни на что не повлияет, только на эмоции. 

Так работают Telegram-каналы со своими короткими сообщениями. А когда вы на эмоциях, то, несмотря на то, что я заранее обозначил лживость этой своей новости, вы начнёте сомневаться – а почему он именно так соврал? Может, он что-то знает? Может, это правда? А может, всё наоборот? И вы даже не заметите, как сами в своей голове на эмоциях начнёте тоже создавать фейки. И как итог… Какая часть из того, что мы сейчас думаем о событиях в Беларуси, – это ложь? Либо чья-то, либо своя собственная? Многие ли могут полностью отбросить эмоции? Я лично на безэмоциональность очень рассчитываю. И рассчитываю на то, что вы безэмоционально проанализируете то, что я сейчас скажу. Протесты в Беларуси закончились. Если вам пишут другое – это фейк, то есть – ложь.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Новости Минска