Как создавали автомобили для руководителей СССР

В Москве на ВДНХ показали уникальные автомобили, которых нет

Как создавали автомобили для руководителей СССР

Для кого-то автомобиль теперь уж точно станет роскошью. А вообще, в истории так уже бывало. И речь не столько о том, что позволить себе машину могли не все. Для первых лиц они всегда были особенными. Но конструкторская мысль порой разбивалась о суровую дорожную реальность. В Москве на ВДНХ показали уникальные автомобили, которых нет. Долгое время эти разработки и прототипы находились под грифом «секретно». Но тайны времен СССР потихоньку становятся достоянием постсоветской общественности.


Автомобиль не роскошь? Так, безусловно, можно говорить лишь о народном автопроме. Когда речь о транспорте первого лица страны, здесь мелочей не бывает. Важны и внешний вид, и комфорт, и безопасность. Над правительственными лимузинами работают лучшие конструкторские бюро и всегда под грифом «секретно». В СССР все началось не сразу. Ленин еще предпочитал зарубежные машины. А вот Сталин уже распорядился создать собственный представительский автомобиль. Доверили столь важное задание Путиловскому заводу в Ленинграде, который до этого выпускал… тракторы.

Важная правительственная задача превратилась в проект общесоюзного значения. За прототип выбрали американский Buick. С пометкой, что советский автомобиль (лимузину дали название «Ленинград-1») должен быть лучшим в мире. Заводчанам предстояло повторить конструкцию, которая тогда считалась одной из самых сложных. Причем из отечественных деталей.

Надо сказать, что для 1932 года эта машина имела космические характеристики. Сложность сборки – это вам не трактор. Здесь сдвоенный карбюратор, восьмицилиндровый двигатель. 5 тыс. сложнейших деталей, требующих большой точности обработки, были освоены всего за пять месяцев.

Первые шесть авто выехали на улицы Ленинграда 1 мая 1933 года. Затем был испытательный пробег до Москвы. И тогда часть машин сошла с дистанции. Дали о себе знать «болезни» сложной конструкции, спешки и вечной проблемы – плохих дорог. Машины «сыпались» и стало понятно: массовое производство такой сложной техники тракторный завод просто не осилит. Идею сделать Союз одним из лидеров автомобильной промышленности поручили профессиональным конструкторам. Так появился проект лимузина «Москва». Настоящая революция стереотипов. На эскизах – не черные колесные саркофаги, а яркие автомобили будущего. Колеса, которых так и не коснулись дороги.

Андрей Крюковский, автомобильный эксперт: «Это была совершенно непривычная, незнакомая для советского автопрома схема заднемоторного автомобиля. Вообще, таких машин было немного в мире. И те, кто ими занимался, сталкивался с большими трудностями, которые предстояло бы превзойти, превозмочь нашим автомобильным заводам. Конечно же, в 1945 году они не были к этому готовы».

Та мечта отчасти все-таки воплотилась в жизнь. Черты «Москвы» отдаленно видны в экспериментальном автомобиле «НАМИ-013». Это первый советский минивэн.  С конвейера сошел один ходовой макет. Машина оказалась медленной, труднопроходимой из-за маленьких колес. И в итоге уехала на свалку. Остался только макет. Но желание конструкторов победить графичность и строгость правительственных лимузинов никуда не пропало. Еще один проект на бумаге – кабриолет «Мир». Он создавался под впечатлением некоего потепления в отношениях СССР и Запада. В Москву приезжают де Голь и Никсон. Неслучайно на логотипе авто – голубь мира. Бампер и крылья, кажется, слишком легкомысленно обтекаемые. Но это тоже – отклик времени. Страна Советов начала осваивать космос.

Никита Розанов, заведующий кафедрой факультета дизайна РГХПУ им. С. Г. Строганова: «Эта мода связана с космосом, освоением, лидерством, которое мы могли лишний раз показать и подчеркнуть этим, что и автомобили у русских похожи на спутник, в отличие от этих кадиллаков жутких, которые напоминали свалку каких-то деталей хромированных, раскиданных небрежно, а здесь вот это вот. Спутник наш 1957 год, который пищал. Я уже не говорю о полете Гагарина».

Выйти в серию этому автомобилю помешали не плохие характеристики, а Карибский кризис и убийство Кеннеди в такой же открытой машине. Разработку правительственных кабриолетов в Союзе прекратили. Вновь вернувшись на долгие годы к проверенным ЗИЛам: с четкими линиями, неброскими цветами и броней. Потепление в область конструкторского автодизайна пришло вместе с перестройкой. Он даже впечатлялся ее авторами. Проект ЗИЛ 4102 в народе в честь четы Горбачевых – «Миша» и «Рая». Обычный седан без броневой защиты. «Миша» – в серебре, «Рая» – в золоте. Они и выглядели весьма демократично: сиденья с электроприводом, в отделке салона светлый велюр «под леопарда», кожа и натуральное дерево.

Самой продвинутой частью интерьера стала кассетная аудиосистема с возможностью перемотки, десятью динамиками и настройками звука. Но главное – здесь был установлен модуль автоматического помощника! Наподобие нынешней Алисы!  И это 35 лет назад. Приятный женский голос напоминал водителю, например, о незакрытых дверях или непристегнутом ремне.

Проект развалился с распадом большой страны. «Мишу» распилили на запчасти, «Раю» спасли коллекционеры. А президент суверенной России Борис Ельцин пересел на «Мерседес». Это не понравилось патриотически настроенной общественности, а конструкторы все-таки надеялись создать что-то свое. Таких проектов в новой истории России было два. Один из них «Маруся» – предтеча нынешнего Aurus. Она показалась администрации президента слишком простой.

Илья Сорокин, коллекционер автомобилей: «"Маруся" – это был проект, который, наверное, теоретически мог бы состояться, но почему? Вы сравните Aurus и «Марусю» и, наверное, что-то станет понятно. Aurus выглядит более солидно, державно, более триумфально».

Но все-таки последней ступенькой к «Аурусу» – нынешней машине руководства России – был еще один проект «Кортеж». К этой машине, кстати, приложили руку и белорусские дизайнеры.

Юрий Черненко, дизайнер автомобилей семейства «AURUS»: «Да, в команде центра стиля "НАМИ" работают дизайнеры из Беларуси. Очень талантливые, очень хорошие ребята».

Их имена, как и все связанное с правительственным автопромом, под грифом «секретно». Но точно известно, что и наши – соавторы машин, на которых сейчас ездит Владимир Путин. Испробовал Aurus и Александр Лукашенко. Это очередная эра правительственного автопрома. И новые автомобили для президентов еще обязательно будут. Какие? Как посмотреть. Конструкторы уже рисуют эскизы.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия