За попытки «убить» страну на расстоянии – лишать гражданства. Такой юридический рычаг на неделе утвердили в Овальном зале, пока как законопроект. Он позволит достойно ответить тем, кто вредит пока еще своей стране, находясь при этом за границей. И это для них «лучший» вариант.
Но есть и те, у кого впереди долгие месяцы и годы, чтобы в тишине поразмышлять: так в какой момент они «свернули не туда» и как так получилось, что подсели на наркотик «откровенного фашизма». И это не фигура речи.
Если можно было бы вернуть время… Эта мысль не покидает Сергея уже полгода. Следил за спецоперацией на Украине, напитался нацистским гумусом в сомнительных источниках и решил рвануть в зону боевых действий «захисником». Это сейчас, сидя в колонии, он понимает, что ошибся, а в тот момент, приняв на грудь, смело шел помогать тем, кто промыл ему мозги...
Сергей Войтюк, заключенный: «Единственное подразделение, которое я знал из рекламы, наверно, – это был батальон Кастуся Калиновского. На участие в боевых действиях я не хотел подписываться, я с самого начала это говорил, а вот на помощь какую-то посильную скорее да. Решение было принято спонтанно, причем до этого решались бытовые вопросы с самого утра, а ближе к вечеру стукнуло в голову. Помню поле, помню канал, через который перешел, помню, как попал на хутор».
Невнятного гражданина в пункте пропуска развернули. Но – пошел в обход. Добрался до населенного пункта, ворвался в какой-то дом и предложил свою защиту. Приехал наряд – то все еще была Беларусь. Теперь главным наказанием считает разлуку с близкими.
Сергей Войтюк, заключенный: «Телефонные разговоры раз в неделю, плюс письма. Много о чем: о той жизни и об этой жизни рассуждаю. Тут начинаешь ценить действительно самые просты вещи. А вообще, больше времени подумать было в СИЗО, посмотреть на то, где был сделан неверный поворот».
А что, собственно, в жизни было не так? Состоявшийся компьютерный специалист в одной из известных компаний, строивший большие планы на будущее. Все рухнуло в один миг. Ради чего? Больше таких ошибок не допустит – наказ себе и обещание близким.
Сергей Войтюк, заключенный: «Первым делом, когда выйду на свободу, естественно, устроюсь на работу, буду уделять побольше внимания родным, в первую очередь сыну. Чтобы думал, прежде чем совершать какой-либо поступок».
Вашему вниманию – целая библиотека фашистской литературы, кортик со свастикой, портреты коллаборационистов и телефон с подписками исключительно на экстремистские и нацистские ресурсы. А это – человек, которому принадлежит весь этот скарб. Угадайте, где был куплен кортик?
Совпало и то, что ее приятель-белорус воюет за ВСУ. Позывной – Гвоздодер. Знакомы 10 лет. Нашлись в экстремистской организации «Молодой фронт». В переписке обсуждали многое – как ждали отмашку для провокации в Чернобыле, о чем не раз говорил Президент Беларуси, или, например, что все эти наемники, особенно Полк Калиновского, обычные «позеры».
В сказки не верит, но, судя по переписке, очень надеется на визит наемников в Беларусь. Гвоздодер поспешил разочаровать – все эти селфи-клоуны не в окопах сидят, а «по Вильнюсам» ездят да ролики снимают. Мол, все эти нацбаты на Украине – для пропаганды, как бойцы они ни о чем.
Досталось в переписке и ВСУ, которые волнуются за притеснение геев на фронте, а не за реальное положение дел. Похвастался Гвоздодер и трофеями – форма российского военнослужащего с георгиевской лентой вызвала у собеседницы бурю эмоций.
При этом не видит ничего плохого ни в нацистских книжках и символике, ни в коллаборационистах, ни даже в личности Гитлера.
Такой вот взгляд на прошлое, при том, что ее прадеда на войне убили полицаи. Не удивительно – и она, и знакомый-наемник, и иже с ними не год и не два находились под идеологическим влиянием носителей губительной идеологии.
Добровольцев повоевать на Украине за фантомные идеи, навеянные западом, среди белорусов немного. Но, к сожалению, находятся. Жертвы ярмарочных зазывал из числа беглых. Одни пытаются самоутвердиться, другие – приобщиться к некой идее, а некоторые – потому что не умеют пить.
Лидеры экстремистских формирований, что за рубежом, не оставляют попыток свергнуть власть в Беларуси. Ставка, разумеется, на идейных. Их готовят иностранные инструкторы – как правило, это отставные или кадровые офицеры НАТО и западных спецслужб.
Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований: «Эти идейные люди наиболее опасны, потому что их уже переубедить нельзя, они выступают как вирусы – вокруг себя формируют соответствующий пул убежденных, тех, кто пытается анализировать. Подавляют, применяют насилие, наркотики, алкоголь, ломают волю и заставляют работать. Нельзя сказать "служить" – это работа. Аморальная работа в таких подразделениях».
Их финансируют, обучают и умышлено раскручивают в медиа, дабы легче было вербовать новобранцев. Кроме боевых подразделений, есть и диверсионные группы. Таких натаскивают совершать теракты и скрываться даже в одиночку.
Евгений Пилецкий, начальник отдела Главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией МВД Беларуси: «Установлено не менее 160 граждан Республики Беларусь, состоящих в рядах боевиков. Националисты получают прямую поддержку Польши. Иностранные организации и фонды, а также правительственные учреждения западных стран занимаются прямым финансированием и снабжением боевиков. Украина выступает своего рода полигоном для приобретения националистами боевого опыта с целью последующих агрессивных и террористических действий против Республики Беларусь».
Процесс вербовки в Беларуси отслеживают, потенциальных наемников берут еще до момента выезда за пределы страны. Итог? Семь человек уже ответили по закону.
Кирилл Чубковец, начальник отдела Государственного обвинения Генпрокуратуры Беларуси: «По результатам судебного разбирательства каждому из обвиняемых назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 4 лет. Уголовным законом за такие действия предусмотрено лишение свободы до 5 лет, а если они выражались в вербовке, иной подготовке граждан Республики Беларусь для участия на территории иностранного государства в вооруженном формировании, в вооруженных конфликтах, военных действиях, а равно в финансировании или ином материальном обеспечении такой деятельности, может быть назначено 10 лет лишения свободы».
И – дабы окатить реальностью желающих повоевать – наемники из числа белорусов, ставшие «грузом 200». Из последних. Олег Макаренко с позывным «Макар» убит на Украине несколько месяцев назад. Еще один – Олег Пономарев. Боевые действия для него закончились осенью. Та же судьба настигла бывшего капитана милиции Алексея Иванова, наемника ликвидировали две недели назад.
Александр Маркевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Ждет их незавидная участь, потому что с террористами никто не разговаривает, их уничтожают – во всем мире, во всех развитых и не развитых странах. Поэтому этим людям надо задуматься – что они делают и для чего они это делают. Мы теперь модернизируем свою и политическую, и экономическую систему, нас не сломить. И мы готовы к тем вызовам и угрозам, которые существуют, готовы их минимизировать и ликвидировать».
Если вдруг осознание пришло, шанс есть, и не один. Вернуться домой, искупить вину и жить прежней жизнью. А если за спиной нет преступлений, исход, возможно, будет еще мягче. Для остальных наемников из числа пока что белорусов – за это, кстати, скоро могут лишить гражданства – хороших новостей нет.
Подписывайтесь на нас в Telegram