Как проверяют безопасность и качество продуктов питания

Как быть уверенными в безопасности товаров на полках магазинов?

Как проверяют безопасность и качество продуктов питания

Вкус, польза и качество. Пожалуй, это основные факторы при выборе продуктов питания. Если с первыми двумя пунктами с большего все понятно, то как быть уверенными в безопасности товаров на полках магазинов?


Оценить качество пищевой продукции – одна из главных задач Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию. Для этого здесь создана целая система. Например, в лаборатории микробиологических исследований устанавливают загрязненность продуктов, соблюдение режима хранения и транспортировки.

Наталья Комарова, начальник Республиканского контрольно-испытательного комплекса по качеству и безопасности продуктов питания: «Лаборатория физико-химических исследований контролирует органолептические показатели – это достаточно важные для потребителя показатели, а также физико-химические показатели качества. Это показатели – индикаторы соблюдения технических документаций на продукцию, соблюдение рецептур, то есть это добросовестность производителя».

В лаборатории хроматографических исследований специальное оборудование –  хроматограф – показывает уровни содержания пестицидов, микотоксинов, синтетических красителей, консервантов, антибиотиков и не только. Важно, чтобы концентрация подобных веществ не превышала нормы. А специалисты лаборатории токсикологических исследований изучают продукты на наличие таких элементов, как мышьяк, ртуть, свинец и кадмий.

Наталья Комарова, начальник Республиканского контрольно-испытательного комплекса по качеству и безопасности продуктов питания: «Первоначальный этап, когда заказчик приносит продукт в лабораторию, он поступает в группу организации испытаний, где образец шифруется. Когда образец поступает в лабораторию, испытатель не знает заказчика. Таким образом соблюдается беспристрастность испытаний».

И даже несмотря на тщательные проверки в лабораториях, каждый из нас, покупая в магазине или на рынке продукты, хотя бы раз сталкивался с некачественным товаром. Например, когда вся партия оказалась испорченной из-за неправильного хранения в торговой точке. Причем прокисшее молоко, мясо с неприятным запахом, перемерзшие овощи и фрукты мы часто сразу же выбрасываем в мусорное ведро. Однако право отнести испорченный продукт в магазин нужно использовать. Сделать это можно и без чека. Только в этом случае нужно доказать, что покупка была сделана именно в данном магазине. Как подтверждение –  упаковка или ценник с маркировкой торгового объекта. И возвращать некачественный продукт нужно обязательно в день покупки.

Инна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Если вы придете через день, через два, через три, у продавца может возникнуть аргумент. Возможно, это вы уже неправильно как потребитель хранили товар – не убрали его в холодильник, например. И поэтому недостаток в товаре возник после покупки. И тогда о возврате денег потребителю речи быть не может. Поэтому лучше делать все быстро, оперативно решать такие вопросы».

Если после осмотра и оценки продукта представители магазина согласились с тем, что товар действительно некачественный, вам должны вернуть деньги незамедлительно. Если этого сделать не получается, то в течение семи дней с момента покупки. За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. 

Инна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Бывают ситуации, когда потребители задают нам вопрос: "А почему я не могу с этим испорченным товаром, например, пойти в санстанцию? Пусть там сразу исследуют и скажут, что есть недостатки". Но на самом деле по законодательству товар, который находится у потребителя ненадлежащего качества, не подлежит проведению экспертизы. Опять же из тех соображений, что, возможно, сам потребитель его ненадлежащим образом хранил – то есть здесь доказательств никаких нет, а заключение экспертное должно быть объективное».

Однако потребитель имеет право обратиться в санстанцию и указать, в каком магазине и какой товар оказался испорченным. Для специалистов это повод прийти с проверкой в торговую точку и исследовать партию этого товара. Такой метод поможет исключить продажу некачественных продуктов.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Вероника Артемьева
Операторы:
Сергей Вяль