​Как проблему развития не самых сильных регионов решают в разных странах мира?

930
​Как проблему развития не самых сильных регионов решают в разных странах мира?

Что ж, возможно, если бы рьяно за наведение порядка взялись заранее, до приезда Президента, всех этих скандальных последствий могло бы и не быть.

Однако лучше поздно, чем никогда! Что бывает, если власти не следят за тем, как живут и работают регионы или же вовсе пускают всё на самотёк? В студии «Контуров» – корреспондент ОНТ Александр Злобин.

Александр Злобин: «Проблему развития не самых сильных регионов вынуждены решать многие страны, независимо от их масштаба и экономической структуры.

Приведу лишь самые интересные и показательные примеры. Германия. После объединения в 1990 году запад страны был гораздо мощнее востока. Федеральному правительству пришлось приложить немало сил, чтобы поставить экономику на единые рельсы. Для покрытия дополнительных затрат в Германии был введён так называемый налог солидарности (он, кстати, действует до сих пор).

Центр оказывал дополнительную помощь проблемным регионам и разработал единую схему реформирования и развития таких территорий, а также исключал их внутреннюю конкуренцию. Как и у нас, помните – Орша – это лишь первый шаг к поддержке средних городов.

В Швециииз-за банкротства судостроительных верфей проблемными оказались города Гётеборг (второй по величине), Мальмё (третий по численности населения). Здесь стратегия заключалась в перепрофилировании экономики. Если не нужны корабли, то давайте собирать автомобили и подводные лодки или производить сахар и варить пиво, спрос на которые постоянен.

С французким опытом реабилитации давайте познакомимся поближе. Провинция Лотарингия в своё время была крупнейшей металлургической базой страны. Однако условия изменились, и промышленность начала буксовать».

Юрий Гроеров: «То есть, это пример прагматичности французов. Когда небольшой город, кстати, сопоставимый с Оршей (чуть более 100 тысяч населения) при поддержке Парижа смог остаться на плаву и сейчас является не только уверенным промышленным «середнячком», но и весьма привлекательным для туристов».

Александр Злобин: «Ведь что будет, если вовремя не рассмотреть проблему? Негативные последствия – безработица, отток рабочей силы, рост преступности. Самый яркий пример, когда ситуацию довели до крайней степени, – Детройт.

Этот город строился на века и с размахом (всё-таки это должна была быть автомобильная столица мира), но превратился в призрак, где не очень комфортно жить, зато удобно снимать постапокалиптические блокбастеры.

Заброшенные небоскрёбы, торговые центры и целые кварталы к этому весьма располагают. Если не особенно углубляться в причины упадка, то это как раз тот случай, когда федеральные власти действовали по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Выплыть самостоятельно городу не удалось.

Да, каждая страна по-своему решает проблему, но, исходя из международного опыта, эксперты выделили несколько универсальных правил: надо не просто выделять энное количество денег, нужны конкретные направления и проекты, под которые они будут поступать. Разумеется, необходимо выделить сильные стороны именно этого региона».