Как обеспечивают безопасность в минском метро

Метро – это удобно. Но чтобы нам было комфортно, над этим работают каждый день – 24 часа в сутки. И безопасность прежде всего.

Метро – это удобно. Но чтобы нам было комфортно, над этим работают каждый день – 24 часа в сутки. И безопасность прежде всего, ведь любая внештатная ситуация грозит серьёзными последствиями. 

Безопасность в метро начинается прямо на входе. Увидеть в толпе огромную сумку – только полдела. Важно не создать коллапс. Досматривают каждого второго пассажира. И каждый инспектор – ещё и хороший психолог.

Павел Швабович, инспектор службы безопасности Минского метрополитена: «Выявляем потенциально опасных пассажиров с помощью профайлинга, то есть проходим курсы обучения специальные. Поэтому мы из толпы можем вычленить человека, который может представлять угрозу. Он, бывает, волнуется, потеет, краснеет, больше обращает внимание на инспекторов, оглядывается постоянно».

Пройти незамеченным сквозь рамку не получится. Все металлические предметы из карманов, пожалуйста. Сумки и рюкзаки проверяют металлоискателем. А многих приглашают в пункты досмотра. Там багаж ставят на ленту. Правда, некоторые процедурой недовольны, говорят, мол, еду в контейнерах облучаете.

Поводом для беспокойства может стать и небольшой рюкзак, оставленный на платформе без присмотра. Это потенциальная угроза. Поэтому на борьбу за собственную безопасность должны встать сами пассажиры.

Один звонок – и на месте человек с металлодетектором. Опасения оправдались – прибор звенит. Тогда на помощь приходит «Фонтан».

К водным сооружениям дворцово-паркового ансамбля 55-килограммовый прибор не имеет никакого отношения. Внутри – специальный гель. Вопреки ироничному названию, «Фонтан» не даст осколкам разлететься. 

Валерий Клиндюк, заместитель начальника службы безопасности Минского метрополитена: «Чем быстрее будет обнаружен подозрительный предмет, он быстрее будет локализован. Если вы обнаружили такой предмет, ни в коем случае не прикасайтесь к нему и не передвигайте».

Пять единиц оружия, семь боеприпасов, больше полусотни ножей и почти 700 упаковок пиротехники – всё это инспекторы минского метро изъяли за минувший год. Но, в большинстве случаев, найденные в оставленных сумках вещи абсолютно безопасны.

Валерий Клиндюк, заместитель начальника службы безопасности Минского метрополитена: «Это бытовые вещи, продукты питания, одежда, обувь, и, как правило, обходится без экстренных мер. Если есть возможность идентифицировать личность пассажира, кто эти вещи оставил, они передаются сотрудникам органов внутренних дел».

К ЧП надо быть готовым каждые две минуты. Это – будни машиниста. Кто-то прыгает на рельсы за телефоном, шапкой или сумочкой, другие – таким способом пытаются свести счёты с жизнью. Даже при экстренном торможении поезд сразу не остановить.

Александр Толмачёв, машинист: «Один парень хотел закончить жизнь самоубийством. Я прибывал на станцию Московская, и он уже разбегался по платформе. Но хорошо, что работник милиции успел его ухватить за капюшон. Я в то время принял экстренное торможение, и несчастья не произошло».

Случись ЧП – движение останавливают. Поезда замирают, в том числе, прямо в тоннеле. Стресс, паника, а ещё и потерянное время. Поэтому происшествия лучше предотвратить.

Александр Толмачёв, машинист: «Есть жёлтая линия, за которую нельзя заходить. Машинист должен подать оповестительный сигнал, а потом применить экстренное торможение. Тормоза срабатывают хоть и экстренно, но очень плавно. Расчёт на то, чтобы поезд не врезался, как в стену».

Иногда на рельсах можно оказаться случайно. Упавшего человека поджидают две опасности: контактный рельс с напряжением 825 В и поезд, прибывающий на скорости почти 80 км/ч.

Андрей Дроб, официальный представитель Минского метрополитена: «Первое, что он должен сделать, если он ещё может двигаться, это пройти как можно ближе к стене, подальше от контактного рельса, который находится под платформой. Если человек может двигаться, надо обязательно пройти в сторону зеркала и зайти за чёрно-белую реечку».

Но инциденты всё же бывают. Так, мужчина на станции «Каменная Горка» полез вниз за смартфоном. А женщина упала на рельсы на Немиге. Несколько лет назад у турникетов при входе на станцию «Площадь Победы» у девушки загорелся рюкзак. Вспыхнула электронная сигарета. А если бы это произошло, скажем, в вагоне?

Средства против паники есть. Начиная от грамотно выстроенных текстов объявлений до эвакуации с привлечением спецслужб. За плечами работников метро – курсы по оказанию первой помощи.

Метро требует повышенного внимания. В день здесь проходит больше 800 тысяч человек, но ЧП случаются гораздо реже, чем, например, на дорогах. Помимо скорости и удобства перемещения столичная подземка даёт определённую гарантию безопасности. И чтобы серьёзных происшествий было меньше, порой достаточно одного внимательного взгляда.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Елизавета Койчуренко
Операторы:
Игорь Хведченя
География:
Новости Минска