Как на работу…

Помните, сколько копий было сломано между властью и оппозицией по поводу состава избирательных комиссий? Далее о том, что за люди в них работают и почему это им интересно.

Помните, сколько копий было сломано между властью и оппозицией по поводу состава избирательных комиссий? Далее о том, что за люди в них работают и почему это им интересно.

До 11 октября Бронислав Викторович отложил все дела. Даже регулярным медицинским обследованием ветеран войны пока пожертвовал ради предстоящих президентских выборов. Во всей Беларуси он едва ли не самый возрастной представитель избирательной комиссии. В свои почти 90 лет.

Бронислав Карпенко, представитель Ленинской районной в г. Минске избирательной комиссии по выборам Президента Беларуси: «Я не могу быть в стороне от этого. Когда вижу, что могу людям помочь, чувствую удовлетворение».

В избирательных кампаниях он участвует не в первый раз. Говорит, что именно в такой работе чувствует себя особенно нужным. Да и своим новым коллегам подскажет нужные тонкости в работе и поможет, если потребуется. Хотя скрупулезное и ответственное отношение к своим обязанностям и у остальных 67 тысяч человек, входящих в избирательные комиссии по всей стране.

Их структура трёхступенчатая: во главе стоит Центризбирком, среднее звено составляют 165 территориальных комиссий, а основная масса избиркомов – это участковые комиссии, которых по всей стране 6626. Кто в них работает? Оказывается, на каждое место существует даже небольшой конкурс.

Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Беларуси: «Преимущество имеют те люди, которые работают в той организации, которая располагает у себя затем избирательную комиссию. Это люди, которые хорошо характеризуются по месту работы и хорошо характеризуются в том месте, где они проживают. Традиции, хороший консерватизм и авторитет в обществе – это и есть три кита, на которых основывается строительство нашей избирательной системы».

Мужчин в избиркомах меньше. Хотя встречаются даже известные. Так, миллиардер Павел Топузидис недавно зарегистрирован членом избирательной комиссии на участке для голосования №69, в столичной школе №199 на улице Пимена Панченко в Минске. В другой минской комиссии – певец Анатолий Ермоленко. Причём люди известные в данном случае предпочитают скромно делать эту работу.

Но такие личности – всё же исключение из правил. 70% избиркомов составляют женщины. Образуются целые женские сборные на некоторых участках. Так, например, было в могилёвской школе №40. Но в эту избирательную кампанию в двух комиссиях из 30 человек впервые один представитель сильного пола – молодой учитель белорусского языка и литературы Антон Лобановский.

Новичку в этой женской сборной придётся хорошо постараться, чтобы так же, как и они, справляться с работой в избирательной комиссии. Принято считать, что женщинам от природы даны и усидчивость, и даже перфекционизм – качества просто необходимые, скажем, на этапе сверки списка избирателей, чтоб не упустить ни одного имени. Скоро нужно будет писать именные приглашения на выборы и в очередной раз обойти каждую квартиру. И тут гендерные особенности снова в помощь: женщины, так повелось, вызывают большее доверие, и им охотнее открывают двери.

Анна Царенкова, председатель участковой избирательной комиссии участка для голосования №26 г. Могилёва: «Мне кажется, для женщин ничего невозможного нет. Поэтому женщины у нас справляются со всеми обязанностями. Они знали, когда подавали заявление в избирательную комиссию, что это ответственная работа. У нас на избирательном участке есть милиционер, пожарные – они дежурят и никогда не было эксцессов. Мы защищены. И я думаю, что и в этот раз всё пройдет замечательно».

В небольших белорусских городках вроде Вилейки тоже уверены в себе и своей работе. Выборы не считают сверхнагрузкой. Просто работой. Здесь как в спорте: хочешь результата – сделай команду. Даже если ты один мужчина на своём участке.

Граждане на этих выборах в избиркомы выдвинули более двух тысяч человек – это каждый третий, ещё 15% – от трудовых коллективов. Больше других будет представителей общественных объединений и политических партий: почти каждый второй состоит в той или иной организации. Хотя именно от политических партий в Центризбирком поступает больше всего упрёков. Мол, не хотите видеть в избиркомах оппозицию. Почему?

Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Беларуси: «Прежде всего потому что зачастую эти люди состоят в конфликте с властями, которые образуют эти избирательные комиссии, а во-вторых, их положение в той среде, в которой они существуют, является настолько неубедительным и проблемным, что создавать дополнительные проблемы и включать данных людей ещё и в избирательные комиссии власти, естественно, не хотят. При образовании избирательных комиссий нет ничего личного. Прежде всего здравый смысл и способность людей работать в коллективе и проводить выборы».

Работа в избирательной комиссии оплачивается. В день выборов каждый получит по 550 тысяч рублей. Председатели заработают больше. Оно и понятно – у них нагрузка выше. Есть и другие доплаты, например за дежурство на участке.

Подход у Бронислава Викторовича не военный. Скорее, подчеркнуто дисциплинированный. Выборы Президента – политическое событие едва ли не самое главное в жизни страны. Здесь, разумеется, важно, как проголосуют избиратели, но не менее значимо, как будет организована работа. И тогда вопрос «зачем вам это нужно?» отпадёт сам собой.

Бронислав Карпенко, член Ленинской районной в г. Минске избирательной комиссии по выборам Президента Беларуси: «Жена, дети, внуки поддерживают меня. С пониманием относятся. Это не только мой образ жизни, а образ жизни моей семьи».


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram