Как много денег хранят белорусы в банках, что будет с ВВП и кого ждет «топливная бедность»? Новости экономики в рубрике «Ближе к делу»

Как много денег хранят белорусы в банках, что будет с ВВП и кого ждет «топливная бедность»? Новости экономики в рубрике «Ближе к делу»

Стоит отметить вложения иностранных инвесторов в экономику Беларуси – за полгода они превысили 4 миллиарда долларов. А вот какие суммы отдают на сохранение и преумножение белорусы банкам? И что вызывает у британцев ужас? 


Как много денег хранят белорусы в банках? Что будет с ВВП? И сколько стоит санкционный бумеранг? Экономическая картина далее в деталях.  

Сколько денег у белорусов на депозитах?  

Вклады есть больше чем у миллиона ста тысяч белорусов. Это данные Нацбанка за второй квартал. Регулятор изучил клиентов банков, которые явно доверяют рублю. Больше чем на 8% выросли рублевые вклады и достигли почти 6 миллиардов рублей. 

Наши люди держат в банках 9 тысяч. Это в рублях, а вот в валюте – больше 8 тысяч долларов. Это средняя сумма вклада, и она выросла. На безотзывных депозитах стали хранить больше. А вот забирали деньги из банков гораздо реже. Досрочно расторгнуть договор решился лишь каждый 20-й вкладчик. Мужчины, кстати, хранят большие суммы, чем женщины. Есть счета и у нерезидентов – в среднем вклад превышает 19 тысяч рублей.  

Когда ждать позитивной динамики ВВП? 

Внешняя торговля вышла в плюс. Экспорт товаров и услуг превысил импорт почти на 2 миллиарда 300 миллионов долларов. И это пока предварительные данные за январь–июнь. В июле инфляция замедлилась. 

А уже по итогам августа есть предпосылки для экономического роста. Минэкономики отмечает: оживление деловой активности и активизация темпов уборочной – все это должно позитивно сказаться на динамике ВВП. Адаптация реального сектора к новой экономической реальности продолжается. Идет перестройка экспортных поставок и «перекраивание» деловых связей.  

К чему Европу привела санкционная одержимость?  

Великий европейский энергетический кризис идет за вашей едой. Так называется новая статья Bloomberg. Сельскохозяйственный сектор Европы пострадал из-за роста цен на энергоносители и санкций. 

Подсчитывают ли европейские политики, во сколько обходится санкционный бумеранг? Или намеренно вредят согражданам? И какие есть «модели» антисанкционного поведения? Обсудим с Еленой Петрушкевич. 

Елена Петрушкевич, доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета: «В статистическом агентстве Германии констатируют, что в июле 2022 года цены в годовом исчислении выросли на 7,5%. Цены на энергоносители выросли на 35%, цены на товары – на 14,8%, на услуги – 2%. В Великобритании средний чек для среднего домохозяйства за год на электроэнергию вырос в 3,5 раза. Когда мы с вами говорим о санкциях, хотя они имеют политическую природу, в них находится очень четкая и очень прочная экономическая основа. Конечно, маневры в отношении санкций, ослаблении санкций являются следствием оценки эффективности этих санкций. Есть хорошие новости в отношении борьбы и, скажем так, выхода из ситуации, в которой оказалась страна-цель или страна-жертва. Страна может искать потенциал за счет стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, агрессивной открытости к недружественным странам, открытости и интеграции по отношению к дружественным странам. Санкции могут иметь серьезные побочные эффекты, и маневры со стороны инициаторов санкций будут иметь место».  

По сути, об агрессивной торгово-экономической открытости шла речь и на большом заседании Совета Министров с участием Главы государства. Президент поручил правительству не бросать уже завоеванные рынки и ставить во главу угла потенциальную выгоду для страны.  

Кого ждет «топливная бедность»? 

А вот окончательно добьет Европу Норвегия. Страна планируют сократить экспорт электроэнергии. Ведь ее резервуары пустеют, в стране – засуха, а цены подскочили до рекордно высокого уровня. 

«Счета за энергию – так же ужасно, как ковид», пишут британские таблоиды. Ожидается, что типичное британское домохозяйство будет ежегодно с января платить за электричество больше 4 тысяч фунтов. Страна идет к «топливной бедности», то есть люди не смогут позволить себе обогреть или охладить дом до необходимой температуры. И, похоже, что новому премьер-министру придется, «охлаждать» настроения британцев. Они уже запустили кампанию по отказу от оплаты коммунальных платежей с 1 октября, если правительство не снизит затраты «до доступного уровня».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Тарасюк