Литва лишилась возможности оказывать в полном объеме консульские услуги в Китае. Вильнюс вынужден отозвать своего консула из Пекина. Это стало очередным следствием непродуманной антикитайской политики нынешнего литовского кабинета.
Впрочем, о том, как прибалтийские власти умеют портить отношения с соседями и партнерами, белорусы знают не понаслышке. Попытка Литвы оказать давление на нашу страну неправомочными санкциями при транзите калийных удобрений не только обошлась соседям недешево, но и едва не стоила кресел правительству. Кто и как решил встать поперек поезда, что из этого получилось и что будет дальше?
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Дорогие зрители, так начинается самое известное в мире литературное произведение про железную дорогу. И сегодня я, Глеб Лавров, с притворным изумлением вынужден сообщить вам, что его решили экранизировать… на мониторах ваших средств информирования. В соседней со всеми нами Литве. Правда, подошли к телу не буквально, а, так сказать, творчески классику переосмыслив. Но не пугайтесь. Все ключевые моменты нетленки графа Толстого на месте. Есть и женщина в качестве главного персонажа, и неупорядоченные связи, и архетипический финал с прибытием поезда. От себя литовцы дополнили линию с калийными удобрениями. И вот что и как у них из этого вышло на премьере, сегодня и буду дополнять я.
Чтобы раскрыть сюжет «Анны Карениной», графу понадобился достаточно увесистый томик... Коллективную коллизию с калийной колеей от литовцев попробую объяснить чуточку покороче. Все знают, что делали власти Литвы прошлым летом... Также и летом нынешним. Власти Литвы тоже решили побегать впереди паровоза. И еще в августе пообещали, что как только в декабре их хозяин в Вашингтоне введет санкции против Беларуси, Вильнюс присоединиться мгновенно. «Литва подняла вопрос [калийных санкций]… а финансово нет, должно быть, такой нагрузки, которая заставила бы Литву раболепствовать или поступаться своими принципами». Гордо и протяжно, как звуки поезда, уставшего от ржавого здравомыслия рельсов, заявляла премьерка Шимоните в августе. Объясняя своему народу, почему жмотить не надо и деньги за транзит, а это щедрые миллионы, жмудинам не нужны.
И вот пришло время, санкции ввелись. И оказалось, что «раболепствовать и поступаться принципами» власти Литвы таки будут. Потому что контракт на перевалку белорусского калия через них – как поезд. Остановить его можно. Но одной Анны Карениной для этого будет недостаточно. Особенно с учетом того, что, кроме Шимоните, министра иностранных дел Ландсбергиса-внука и депутата сейма Павилениса, который на полставочки работает, по его словам, продуктом западных фондов, так вот, кроме могучей, но некрупной кучки в Вильнюсе, Литва в целом в прекращении транзита как-то не заинтересована. Особенно ее крупный бизнес. Особенно перевозчики. Которые заявили, что уже вынуждены были отказаться от инвестиционных программ…
Более того, оказалось, что гордый, независимый и принципиальный Вильнюс тоже связывался с Вашингтоном, и там ответили, что, если расчеты за транзит идут не в долларах США, а в сделке нет юрлиц США и поставки идут не в США, то прекращать их не нужно. По законам США. И в этот момент глава МИД Литвы решил стать первой крысой, бегущей с корабля, в данном случае с локомотива. И засобирался в отставку. Тем более что параллельно он еще и с Китаем умудрился поссориться. А отвечать за такое не захочется никому.
«А вас, Штирлиц, я попрошу не оставаться», тепло напутствовал его вослед президент Литвы. И все зорко посмотрели на премьерку Шимоните. Ну, «если деятельность правительства вызывает так много вопросов, то, наверное, правительство, если не может на них ответить, должно завершить свои полномочия…», неуверенно прошамкала гордая Шимоните пару дней тому. И прям слышно, как литовский бизнес, особенно крупный, пробасил хором: «Наверное, уже, наконец, полномочия завершить должно!»
Но увидев, что никто их не останавливает, нераболепный и принципиальный донельзя кабинет Шимоните кончать политическую жизнь самоубийством в полном составе… передумал. «С учетом обострившейся геополитической ситуации… Правительство [Литвы], считая, что обладает доверием партий, продолжит работу в том же составе…» – заявила Шимоните. И Анна Каренина, в версии литовцев, молодецки крякнув, столкнула на рельсы Вронского – в отставку ушел глава литовской ж/д. То есть стрелочником назначили того самого единственного человека, который все это время работал, действовал строго по уму и по закону, даже США, и приносил прибыль в казну Литвы!!! И вот этот яркий финал, думаю, претендует на «Оскара» из удобрений. Ведь, с одной стороны, «прибитие поездом» с удобрениями таки состоялось…
А с другой стороны, рада ли Литва, что встретит новый год почти без света, почти без газа, с проблемами по транзиту, и в условиях китайского ответа на антикитайскую риторику, зато с тем же правительством, которому доверяют только партии – это большой вопрос. На который пусть литовцы и отвечают. Но что-то подсказывает, что, как у графа Толстого, сценой с поездом дело не закончится. Так что история истерии Литвы и лично премьерки Шимоните в отношениях с калием, Минском и миром вероятнее всего будет дополнена. И вероятно – мною, Глебом Лавровым. И, возможно, дорогие зрители, мы еще увидим, как Шимоните и прочие стоят в очереди к перрону. Чтоб успеть на самый последний в Литве поезд. Причем куда он будет направляться, их волновать уже не будет совершенно. Им на нем не ехать. Им, несчастным, под ним хотя бы полежать…
Подписывайтесь на нас в Telegram