Как литовские спецслужбы вербовали руководство санатория «Беларусь»? Смотрите фильм-расследование «История предателя. Кобель»

Зачем ДГБ были нужны подробные схемы санатория?

Как литовские спецслужбы вербовали руководство санатория «Беларусь»? Смотрите фильм-расследование «История предателя. Кобель»

Санаторий «Беларусь» находится в литовском курортном городе Друскининкай. Основан в 1946 году. Специализируется на лечении заболеваний пищеварительной системы и нарушений опорно-двигательного аппарата, а также на оздоровлении. Санаторий входит в число крупных налогоплательщиков Литвы, является собственностью Республики Беларусь.


Андрей Кобель, экс-директор санатория «Беларусь»: «Я понимал всю ответственность и важность этой должности, был нацелен на то, чтобы укреплять и развивать учреждение».  

Получив очень серьезный кредит доверия от государства, а вместе с ним весомую должность, да еще и за рубежом, директор Кобель резво взялся за дело. Модернизация корпусов, обновление оснащения – планы грандиозные.

Поначалу кажется, что новый директор на своем месте, и оправдал ожидания. Но за два года до масштабной модернизации на его телефон позвонят. Из ДГБ – Департамента государственной безопасности Литвы.

До гостиницы «Регина» (санаторий от нее располагается всего в 200 метров) Кобель дойдет пешком. Именно здесь, на парковке возле самой гостиницы, его будет ждать автомобиль – в котором два человека.

Человек на заднем сидении представится – Эгидиус. И осторожно начнет разговор. Сначала о том, что санаторий – место, куда приезжают люди. А лично он отвечает за безопасность. Потом перейдет к сути.

Из рапорта оперативного работника Алитусского отдела ДГБ Литвы Эгидиуса Юргиониса своему руководству: «На встрече собеседник сначала вел себя волнительно, но в процессе беседы успокоился. Ему было изложено, что мы должны быть в курсе всех дел санатория. Руководителю предложено оказывать негласное содействие. Он согласился».

Андрей Кобель: «Нельзя распространяться по этому поводу. Плюс –  содействие, это если возникают какие-то вопросы, они будут мне их задавать, а я должен отвечать на эти вопросы».

На первый взгляд покажется, что органы государственной безопасности Литвы и в самом деле занимаются безопасностью. Но это не так. В это же время сотрудники иностранной спецслужбы выйдут на Елену Раманаускиене, руководителя службы маркетинга санатория.

Елена Раманаускиене, экс-руководитель службы маркетинга санатория «Беларусь»: «Мне позвонила женщина, сказала, что со мной хочет пообщаться человек. Таких звонков у меня бывало много, и я, конечно, со думала, что это касается моей деятельности, продаж».

Женщина, которая позвонит Елене – Ируте Юргиониене. Она – жена того самого сотрудника ДГБ Эгидиуса Юргиониса. И это он предложит негласное содействие Кобелю. Но на встречу с Еленой придет не Юргионис, а его руководитель, начальник Алитусского отдела ДГБ Квилонскас.

Дариус Квилонскас службу в ДГБ начал в Друскининкайском отделе, где занимался агентурно-оперативной деятельностью на белорусском направлении, собирал разведданные в отношении лиц, которые связаны с Беларусью. Особый упор делал на вербовку. После работы начальником Алитусского отдела ДГБ был переведен в центральный аппарат в Вильнюсе. В настоящее время продолжает осуществлять разведдеятельность на белорусском направлении. Главный объект интереса – санаторий «Беларусь».

Елена Раманаускиене была интересна тем, что, во-первых, возглавляла маркетинговую службу гостиницы. А это данные о постояльцах – кто, где, когда, с кем приезжает. Особенно, если из Беларуси и высокого ранга. А еще, во-вторых, она готовила итоговые протоколы по тендерам. В легендарном кафе Друскининкая «Шердяле» (правда, сейчас оно уже закрыто) она сообщит своему куратору о том, что от своего непосредственного руководителя, Андрея Кобеля, получила устное указание готовить документы под победу определенной компании.

Елена Раманаускиене: «Да, были такие варианты, как предлагалось руководителем, принять именно эту фирму за основу, за приоритетное предложение. Вы знаете, честно вам скажу, что лучше не задавать вопросов. Руководитель всегда прав».

Андрей Кобель: «Может быть, я и говорил, что давайте рассмотрим».

На директора санатория литовские спецслужбы начнут активно собирать компромат. Через Раманаускиене они получат копии конкурсных предложений компаний с ценами услуг и результатами тендеров.

Одну из встреч сотрудники ДГБ назначат в Друскининкае, в узбекском кафе «Бухара». За столом начнут интересоваться у Елены кругом друзей Кобеля, событиями в жизни директора, где и с кем он проводит досуг. Но зачем? Убрать с должности? В этом нет смысла – нового руководителя все равно назначает Минск. Позже станет понятно – у них были совсем другие задачи.

Елена Раманаускиене: «Когда у нас было открытие бассейна, они попросили сообщать мне, когда приезжает кто-то высокопоставленный. И они меня пригласили, и спрашивали про некоторых людей из Управления делами Президента».

Собрав информацию по тендерам, получив копии документов, спецслужбы Литвы пошли дальше. Теперь им нужны были подробные схемы санатория.

Андрей Кобель: «Это никакая не тайна, я подумал, снял ксерокопию и отдал».

Литовские спецслужбы интересовались, в первую очередь, 10-этажным корпусом. В других корпусах обычно селили родителей с детьми, которые приехали просто на лечение. А вот номера 10-этажки отдавали преимущественно «коммерческим посетителям».

Зачем иностранной разведке нужны были схемы корпуса, расположение номеров, где установлены точки связи Wi-Fi? Для того, чтобы знать, где кто живет, слушать и следить за постояльцами, а также собирать информацию и контролировать людей.

Вскоре Кобеля настойчиво попросят взять на работу двух человек, электрика и официанта. Они станут глазами и ушами ДГБ. И когда кейс данных у спецслужб стал увесистым, они перейдут к финальной стадии вербовки.

Андрей Кобель: «Потребовали, чтобы я прибыл. Сказали: если вы не приедете, мы вас доставим. Я поехал».

Подписывайтесь на нас в Telegram