Как ковалась «Победа». В Нижнем Новгороде сняли фильм об истории создания легендарного советского автомобиля

Будет и громкая премьера – документальная лента о легенде советского автопрома – той самой «Победе»

Как ковалась «Победа». В Нижнем Новгороде сняли фильм об истории создания легендарного советского автомобиля

В День Победы – 9 Мая – ОНТ для своих зрителей готовит насыщенный праздничный эфир. Большой информационный марафон, прямые включения из мест самых интересных событий, наша фирменная выездная студия, интересные собеседники. Целый день на нашей кнопке фильмы о войне и, конечно, Победе. 

Будет и громкая премьера – документальная лента о легенде советского автопрома – той самой «Победе». За подробностями ее истории создатели фильма специально отправились в Нижний Новгород. Всех секретов не раскрываем, но кое-что покажем уже сейчас.

Традиционные «Мотор, камера, начали», в кадре – актер Игорь Петров. Юные посетители музея истории Горьковского автозавода с интересом наблюдают за процессом. Творческая группа проделала долгий путь из Минска в Нижний Новгород, чтобы снять фильм об истории создания легендарного советского автомобиля «Победа».

Вячеслав Бондаренко, автор сценария: «Я всегда любил старые автомобили – и советские, и иностранные. Но советские, наверное, больше, поскольку они наши, родные, отечественные. И в этом фильме захотелось рассказать вам историю самого великого отечественного легкового автомобиля – М-20 "Победа". В этом году исполняется восемьдесят лет со дня начала работы над ним. 1943 год. Самый разгар Великой Отечественной войны, Сталинградская битва… И вот в разгар этой битвы Горьковский автозавод, целиком сосредоточенный на выпуске военной продукции, начинает работу над легендарным мирным легковым автомобилем. Его узнает и оценит вся страна, а затем и весь мир уже после 1945 года. Машина уникальная, она любима до сих пор всеми поколениями водителей и пассажиров. Аналогов ей в мире нет. И я очень надеюсь, что ее история, рассказанная нами на основе многочисленных архивных документов, съемок в музее ГАЗа… Эта история окажется вам интересной и близкой».

80 лет назад началась работа над легендарной машиной. Впереди еще несколько памятных дат – создание первого ходового экземпляра, приемка автомобиля в Кремле, начало серийного производства. 50-е годы прошлого века неразрывно связаны с «Победой», главной машиной большой страны – от Бреста до Владивостока. Мгновенно узнаваемый автомобиль стал ярким символом своей эпохи, воплощенной мечтой о новой, мирной жизни. Настоящей «звездой советского автопрома».

Владимир Бокун, директор студии исторических фильмов «Мастерская Владимира Бокуна»: «Представьте себе: 1948 год, Минск, город еще разрушен. Начинает проявляться вот эта центральная магистраль. Круглая площадь, тогда она еще была не Площадью Победы, потому что монумент появился позже – в 1954 году. Появились первые эти два здания: в одном гастроном, в другом позже было кафе "Березка". И вот в этом здании, на месте кафе "Березка", в 1948 году открывается автомобильный магазин, где продается "Победа". Конечно, это было совершенно невероятное явление для того времени, и все ходили смотреть. Не только покупать, а просто посмотреть на эту машину. А покупали довольно многие, есть статистика того времени. Притом что машина стоила 16 тысяч рублей, а средняя зарплата была около 600 рублей… Людей, которые могли позволить себе приобрести машину, было много. Кто по социальному составу: это и военные, конечно, это инженеры, это служащие, есть среди покупателей и домработницы, даже студенты и священнослужители. В 1954 году в очереди за автомобилем "Победа" (это во всем СССР, не только в Беларуси)… стояло 13 тысяч человек

Работая над фильмом, съемочная группа, конечно же, побывала и на родине знаменитого автомобиля – в Нижнем Новгороде. Обычно трогать, открывать уникальные машины из коллекции музея Горьковского автозавода, а тем более снимать внутри музейных экспонатов строго запрещено, но для белорусов сделали исключение. 

Наталья Колесникова, директор музея истории ГАЗ (г. Нижний Новгород): «Да, конечно, с вами было очень легко и свободно работать. И я, кстати, очень уважаю, вы в теме очень глубоко. И это очень ценно».

В творческом багаже известного белорусского актера Игоря Петрова – десятки ролей в художественных фильмах и сериалах. Прямо на съемочной площадке родилась импровизация…

Игорь Петров, актер: «Штирлиц вышел из леса и подошел к своему автомобилю. Это была старая надежная "Победа". Он сел за руль и поехал к Борману. Он с удивлением смотрел на то, как немцы с подозрением смотрели на его автомобиль. "Что же здесь не так?" – удивился Штирлиц».

История «Победы» – это, прежде всего, история о людях. Создателя культового автомобиля, главного конструктора Горьковского автозавода Андрея Липгарта и сегодня называют одним из самых ярких и выдающихся мастеров своего дела. 

Съемочная группа побывала в гостях у дочери Андрея Александровича. Она живет в Москве. И для нее «Победа» – самые теплые воспоминания детства.

«Ирина Андреевна, в знак благодарности за участие в съемках нашего фильма мы хотели бы от имени нашей съемочной группы сделать вам небольшой сюрприз. В Минске живет художник Владимир Шарков, автор многих замечательный рисунков на тему старого автотранспорта, он в том числе рисовал и М-20 "Победа". И вот специально для Вас он сделал два портрета вашего папы, чтобы они были у вас дома. Это ваш папа вместе с "Победой"».

Работа в архивах и музеях, сотни метров уникальной хроники и, конечно, общение с живой, настоящей «Победой». Премьеру фильма об удивительной истории создания всенародно любимого автомобиля зрители ОНТ увидят в праздничные дни. 

Подписывайтесь на нас в Telegram