Как денди лондонский одет

​Фраза «Мы ещё в начале пути...» прозвучала в минувшую пятницу на одном из гигантов концерна Белегпром. На «Камволе». Наш Президент Александр Лукашенко так обозначил результаты масштабной модернизации производства. Хотя, казалось бы, почему начало пути? Куда больше?

Фраза «Мы ещё в начале пути...» прозвучала в минувшую пятницу на одном из гигантов концерна Белегпром. На «Камволе». Наш Президент Александр Лукашенко так обозначил результаты масштабной модернизации производства. Хотя, казалось бы, почему начало пути? Куда больше?

В обновление завода инвестировали более 110 миллионов долларов. Отсюда и понятно, почему такое внимание и такие задачи!

Рентабельность пока скромная – всего 6%, но если учесть, что ещё пять лет назад предприятие тонуло в убытках, то это уже большое достижение.

Теперь давайте посмотрим на прогнозы через динамику.

Вот как «Камволь» наращивает мощности: В 2016 году выпустил более миллиона погонных метров ткани. В этом году – два миллиона 300 тысяч. План на 2018-2020 – шесть миллионов. Впрочем, это только штрихи к инвестиционному портрету.

Ольга Кардаш, дизайнер: «Это был второй курс института – мне родители выделили 100 долларов. Для нас это были колоссальные деньги, это и сейчас большие деньги, а тогда это были очень большие деньги. И я на 100 долларов купила всё, что мне нужно было для коллекции на Минском камвольном комбинате».

Десять лет назад ей казалось не ткани, а фантастика. Проба ножниц и иголки удалась. А дальше: чем больше дизайнерский авторитет, тем притязательнее подбор тканей. Теперь для знаменитой создательницы тканых аистов, если хлопок, то из Голландии, если трикотаж, то турецкий, итальянский лишь иногда.

Она категорична, ведь рынок перенасыщен, а клиент не просто всегда прав, а непоколебим в вере в свою правоту.

Ну что, бросим вызов сомнениям? Вот ткани обновлённого «Камволя». Она к ним с нежностью. Они будто отвечают взаимностью.

Она одобряет состав, слегка критикует цветовую гамму. Мол, мужчинам вполне, а женщина же – праздник! Но когда дело доходит до любимых многими тканей с отливом, говорит просто: тушите свет.

Справедливости ради: перед Ольгой порядка 20 образцов. В такой-то медовой бочке да не разглядеть ложку дёгтя, было бы неправдоподобно.

То, что это, как говорят в Одессе, две большие разницы, видно невооружённым глазом. Критики скажут: ещё бы, вложить 110 миллионов долларов и не обновить цеха! Но дело даже не в этом. Здесь новое всё. Во-первых, сырьё – главным образом австралийская шерсть. Затем оборудование – от лучших мировых производителей. Его наладчики – турецкая компания Zen Led с солидным опытом и статусом. Ну и директор – новый мозг «Камволя».

Анатолий Субботко, генеральный директор предприятия «Камволь»: «Мы перешагнули 20 лет развития. Буквально год назад «Камволь» отставал от мировых производителей, но сегодня мы сравнялись с ними, а где-то, может быть, за счёт того, что у нас более современная технологическая цепочка, и обошли. У меня костюм из шерстяной ткани Super 120 – чисто шерстяная. Практически не мнётся».

Вот эта линейка шерстяных тканей серии Super должна вывести «Камволь» из предприятия, выполняющего ведомственные заказы, в разряд того, что обшивает, скажем, бизнесменов. В Беларуси такие ткани не выпускал никто и никогда. Если сам «Камволь» заявляет, что выходит в премиум-сегмент, стоит спросить мнения того, кто в нём давно обосновался. Знакомьтесь.

Как денди лондонский одет – это про него. Уверяет: хорошо сидящий костюм, словно вторая кожа. Здесь всё вручную – от обмётки петель до галстуков. Во всех смыслах любо-дорого. В поставщиках тканей – британские, итальянские фабрики, которые веками оттачивали не только мастерство ткачества, но и сервис. Показывать ему камвольную ткань даже страшновато.

Дальше – больше. Решаемся на реальное сравнение с итальянским брендом-середняком.

Мастер подчёркивает: пока не попробуешь – не узнаешь. На ощупь – хорошо, но как поведёт себя ткань в работе – большой вопрос. Брюки мы, конечно, не сошьём. Но хотя бы наведём стрелки.

Условия лабораторными не назовешь, но стрелка, как заколдованная, держится. Если честно, Заболотному нравится не всё, но то, что нравится, он щедро хвалит. Спрашивает про цену – 12 евро за погонный метр. Мэтр в шоке.

Дмитрий Заболотный, дизайнер: «Сегодня тот день, когда вы меня приятно удивили. Я понимаю, что недалёк тот день, когда мы сможем шить из камвольных тканей хорошие костюмы».

Считай, зачёт сдан, но «Камволю» ещё предстоит выпускной экзамен. Президент сразу интересуется: кому фабрика будет продавать миллионы погонных метров. Выясняется, турецкий Zen Led в следующем году обязуется продать 4,5 миллиона метров местных тканей на внешних рынках. Что важно – под брендом «Камволь».

Салим Сабри Доган, председатель правления компании Zen Led (Турция): «За год я объездил 17 текстильных предприятий Беларуси. Для меня честь – передать свой опыт. Качество новой коллекции тканей соответствует всем мировым требованиям. Можно смело выходить на мировые рынки как минимум Европы, СНГ и Турции».

Добавить к предзаказу на 4,5 миллиона метров ещё полтора для потребностей внутренних, а таково требование Президента, и получим шесть миллионов погонных метров. На них «Камволь» и рассчитывал выйти. Но почему бы не выжать максимум? По мнению Александра Лукашенко, на этом предприятии можно творить чудеса.

Чтобы товар пошёл, «Камволю» придётся потрудиться и над имиджем, борясь, в том числе с негативным прошлым. Как это бывает – знает человек, ставший однажды имиджмейкером одного небезызвестного госпредприятия.

Он так же придирчиво рассматривает ткани, вспоминая недостатки старых коллекций. Шутит: кромка как в Италии – уже серьёзная заявка.

Он опасается: удалось бы удержать такое качество. Но ещё больше переживает, а готов ли «Камволь» научиться не только ткать, но и торговать? Готов ли при помощи тех же турков создать настоящий восточный базар?

Иван Айплатов, дизайнер: «Спросите у десятерых дизайнеров – никто не знает об ассортименте наших производителей ничего. Все мировые компании приходят к дизайнерам с чемоданами! Приносят образы и, пожалуйста, заказывайте. Присылают моментально».

Кого из дизайнеров ни спроси, все в один голос: нужен достойный сервис. Ведь можно поставить какое угодно оборудование, привезти из-за границы лучших специалистов, вложить миллионы долларов, но, как говорил знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд, не бренд создаёт продукцию, а продукция бренд. А значит, «Камволь» можно будет считать по-настоящему успешным, когда за него проголосуют рублём. И судя по денежному дереву, скромно стоящему в одном из цехов, в коммерческий успех здесь, действительно, верят.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Новости Минска