Как делают белорусские патроны: штамповка и тестирование – от А до Я

Как делают белорусские патроны: штамповка и тестирование – от А до Я

Отечественные Вооруженные Силы теперь не будут испытывать нужды в качественных стрелковых боеприпасах. Одно из предприятий оборонного комплекса Беларуси наладило выпуск патронов. Производители заявляют, что уже готовы полностью покрыть наши потребности в патронах – не только в спортивных и охотничьих, но и в боевых и даже в монтажных. 


О важности не зависеть от импорта вооружений Президент Беларуси говорил еще в октябре 2018-го, посещая полигон Доманово.

Спустя два года видим, что дело налажено. Более того,  производство патронов будет расширяться. Первые партии спортивно-охотничьих уже благополучно ушли на экспорт. 

Корреспондент ОНТ не только увидел, как делают белорусский патрон. Вместе с бойцами спецподразделений он протестировал отечественные боеприпасы с помощью отечественного же стрелкового оружия.

Этот цех по производству патронов скорее напоминает небольшую швейную фабрику: здесь нет тяжелых станков, громоздкого конвейера. Компактное оборудование штампует 2000 патронов в час. За качеством следит автоматика – красный луч лазера не пропустит ни одной единицы брака.

Каждый патрон проходит контроль качества прямо в цехе. Это первый этап. Из партии в 10 тысяч сделают выборку и уже вручную изучат 250 готовых изделий. Дальше – лаборатория. Баллистика, физика, химия – для проверки качества построили целый исследовательский комплекс. Подобных в стране больше нет. 

Пуля вылетает со скоростью 800 метров в секунду. И через мгновенье у экспертов полная картина. Давление пороховых газов в норме. Партия идёт на экспорт. Заказчик получит сертификат соответствия международного образца. В лаборатории готовы дать оценку самым разным калибрам: от пистолета до пулемета. 

Сергей Груца, начальник контрольно-испытательной станции БСВТ – новые технологии»: «Определенные минуты – и делаем уже другой калибр, раньше на каждый калибр был каждый станок, а сейчас это всё совмещено в одном, меняем только стволы». 

Ранее Беларусь боеприпасы не производила. Изменили ситуацию, чтобы и в этом оборонном вопросе иметь возможность полагаться на себя. Сначала была разработана нормативно-правовая база, затем подготовили специалистов и только потом определились с калибрами – под пистолет, автомат, пулемет и снайперскую винтовку. Первые пять миллионов патронов отгрузили в страны Западной Европы и Африки. По отзывам заказчиков, соотношение цена/качество – оптимальное.

Алексей Скрага, генеральный директор предприятия «Белспецвнештехника»: «Все мы помним примеры, когда даже для наших спортсменов закупка боеприпасов становилась какой-то такой задачей, поэтому если в стране существует собственное производство боеприпасов, это в первую очередь влияет на обороноспособность страны. Задача добавить к обороноспособности страны еще и экономический эффект».

Стратегия проста – есть силовики и гражданский сектор (это тиры, спортивные и охотничьи организации). Производственная мощность способна удовлетворить потребности с лихвой: порядка 20 станков и штат из 15 человек могут выпустить 30 миллионов патронов в год. А если спрос вырастет, этот объем можно удвоить за два месяца, расширив линейку другими калибрами.

Часть глобальной задачи – производство стрелкового оружия. Самое популярное – это стволы, созданные по образу и подобию автомата Калашникова. АК – подобными системами вооружены большая часть солдат и спецслужбы по всему миру. В белорусском арсенале два карабина-автомата с различными схемами компоновки: VSK-100 и VSK-100 bullpup. Как раз сейчас на предприятии трудятся над первой партией – речь о контракте на 10 тысяч единиц. Заказчик – из Европы. Накануне была отправлена пробная партия – 30 штук. Испытали, проверили ресурс и попросили еще.     

В производстве еще несколько видов снайперских винтовок, гражданское оружие. На предприятии есть и участок, где производят заготовку отдельных деталей. Это, пожалуй, самая закрытая часть производства.

Александр Ероховец, мастер участка механической обработки предприятия «БСВТ – новые технологии»: «Мы изготавливаем комплектующие для стрелкового оружия, также оптику для снайперских винтовок и глушители. К сожалению, на данный момент мы не можем показать весь процесс изготовления». 

Что касается сборки, процесс нам показали от А до Я. Ствол, затворная рама, ударно-спусковой механизм и уйма инструментов. Стол слесаря хоть и похож на хирургический, но почти весь карабин собирают руками. Затем многоуровневая проверка, маркировка, сверка по документам – это все-таки оружие. Любая неисправность чревата последствиями. При разрыве ствола, к примеру, можно получить увечья или лишиться зрения. Ответственность за каждое изделие персональная.

Александр Рум, руководитель проекта по организации производства стрелкового оружия предприятия «БСВТ – новые технологии»: «В связи с тем, что у нас лично несет ответственность слесарь за сборку оружия – кто его собирал, кто его проверял и кто его упаковывал, цепочку можно будет отследить полностью вплоть до того, кому это оружие было поставлено. Документация хранится 50 лет».

Как раз сейчас решается вопрос и по внутреннему рынку. На тестовых испытаниях у бойцов спецподразделений сейчас находятся образцы стрелкового оружия и патронов белорусского производства. Так насколько же они хороши?

Карабин VSK-100 bullpup. От классики он отличается схемой компоновки – рукоятка и спусковой крючок вынесены вперед. Это делает оружие значительно короче без изменения длины ствола и потерь в характеристиках. При этом карабин настолько сбалансирован, что позволяет вести прицельный огонь даже одной рукой. 

Нужен ли такой ствол на вооружении? Боец любого спецподразделения с ходу ответит: конечно же, да. Быстро перезаряжать, перемещаться, менять плечо – карабин прост и удобен, как монтировка. Ни подготовки, ни специальных навыков не нужно. И что самое главное – кучность стрельбы: она просто изумительная. Все летит прямо в цель. Неплохие отзывы и по боеприпасам. Опытный АЛМАЗовец, отстрелявший десятки тысяч патронов, уверен – спрос на них будет.

Сотрудник спецподразделения «Алмаз»: «В полевых условиях, городских условиях – 7.62 калибр менее рикошетный по сравнению с 5.45, его можно в городских условиях использовать вполне, используемые стволы обеспечили хорошую проверку патрона данного».

Но это лишь одно из испытаний. Дальность, погодные условия, плотность воздуха – все это играет не последнюю роль. И если тесты пройдут успешно, первыми и патроны и оружие получат спецподразделения Беларуси.   

Но не патронами едиными. Авиационная ракета Р-27 «воздух-воздух» для дальнего и ближнего воздушного боя обретает вторую жизнь. Ее уже списали и хотели разобрать на металл, но специалисты «Белспецвнештехники» предложили восстановить боекомплект. За такую платят один миллион долларов. Это довольно грозное оружие – ракета управляема и легко может догнать высокоманевренный самолет или вертолет. Восстановили и вернули уже больше сотни.      

Сергей Шевчик, начальник цеха регламента и ремонта подразделения «Орша» предприятия «БСВТ – новые технологии«При изменении влажности в чехле изделия индикатор синего цвета становиться розовым, при этом необходимо произвести переконсервацию изделия и просушку селикагеля». 

По сути в стране зарождается отдельный производственный кластер для оборонного сектора экономики. Госпредприятие расширяет сферу деятельности и по артиллерийским боеприпасам, и по авиационным средствам поражения, а это, можно сказать, вторая жизнь для Оршанского авиационного завода и развитие района в целом. Каждый новый цех – это создание рабочих мест. Приступить к наращиванию мощности готовы хоть завтра. Если потребуется, то и пороховой завод построят. Главное – найти рынки сбыта, закрепиться и заработать имя. 

Подписывайтесь на нас в Telegram