Как меняется ситуация в льноводческой отрасли после серьёзного разговора с Президентом Беларуси?

Серьёзный разговор состоялся накануне в Орше. Президент требует большей отдачи и эффективности в льняной отрасли. По сути, обсуждали будущее льноводства. Производство не замирает даже в субботу вечером.

Серьёзный разговор состоялся накануне в Орше. Президент требует большей отдачи и эффективности в льняной отрасли. По сути, обсуждали будущее льноводства. Производство не замирает даже в субботу вечером. 

Мы находимся прямо у проходной Оршанского льнокомбината. Буквально через пару часов через неё пройдут около тысячи человек – начнётся третья смена. Фабрики (а их здесь сразу три) загружены круглосуточно. Это ключевое предприятие отрасли, здесь проходит окончательную переработку волокно, которое везут со всей страны.

Очистка, складывание, вытягивание, удаление примесей, отбеливание и ещё десятки технологических операций. Так из льняного волокна производят нити, а затем и ткани. Деталей, которые влияют на качество много, даже температура и влажность.

Не останавливая производство, Оршанский льнокомбинат за последние годы перевооружил основные цеха. Не сравнить с тем, что было лет десять назад. Вместо оборудования из 70-х – современные станки, на замену рисунка ткани теперь уходит всего пара секунд. Объём производства увеличился почти на четверть, а экспорт сразу на 41%. И качество отвечает требованиям в США и Европе – четыре брака на 40 метров ткани.

Наталья Фёдорова, начальник ткацко-приготовительного цеха Оршанского льнокомбината: «Да, мы определяем брак, устанавливаем программу, которая необходима нам. И машина просто автоматически удаляет эти пороки, в зависимости от установленных требований».

Предприятие в Орше замыкает на себе всех производителей льна в стране. Средств в отрасль за последние годы вложено немало, но должной отдачи нет, обновлённый комбинат сырьём загружен не полностью. Есть повод обсудить проблемы на самом высоком уровне. Президент на льнокомбинате уже в пятый раз.

Вопросов немало: от импортных семян до заводских линий, которые простаивают. Эти проблемы обсуждали не раз, но сырьё для льняных тканей комбинат по-прежнему вынужден закупать во Франции. Доля импорта высока.  

В Беларуси давно решили – льну быть. Это культура имеет большие национальные традиции, изображена на гербе страны. Поэтому должны остаться только высокорентабельные заводы по производству льноволокна и загрузить их нужно полностью.

Андрей Чернявский, тракторист Дубровенского льнозавода: «Сейчас все привыкли к экологически чистым продуктам и одежде, так что большой спрос пошёл, это продукция будет возрождена, будущее за ней».

Символ страны, бренд и визитная карточка. Лён в каждом путеводителе Беларуси. Но это ещё и большая экономика. Мировой рынок льна эксперты оценивают более чем в два миллиарда долларов. И Беларусь занимает свою нишу – уже 6%. Чтобы не потерять позиции, объединить усилия должны и производители и переработчики. Именно поэтому вопросы, которые накануне обсуждали в Орше, крайне важны. Они касаются не только работников этого комбината, а всей отрасли – в ней задействованы более десяти тысяч человек, сотни сельхозпредприятий и десятки льнозаводов.

Подписывайтесь на нас в Telegram