Возможен ли «железный занавес» в экономике? За ответами мы отправились в индустриальный парк «Великий камень» – наш главный совместный с Китаем проект. Здесь плодородную почву для развития нашли компании из 15 стран. В Парке уже зарегистрировано 90 резидентов. 40 предприятий выпускают продукцию, отметил глава администрации парка Александр Ярошенко.
– Какова идеология Парка? Все мы знаем, что это мегапроект. Что здесь должно вырасти в идеале? Большие производственные площадки, суперлогистические центры, центр компетенций и инноваций? Что вы здесь видите через лет десять?
– Все, что вы здесь сказали, готов повторить, но в совокупности, в будущем, это крупный наш экологически чистый, международный спутник города Минска, умный город, с инновационными, высокотехнологичными предприятиями, реализующими идеи инициативы «Один пояс – один путь» с точки зрения, опять же, логистики, используя свои, в том числе, географические и транспортные возможности. Самое главное – это, конечно же, центр компетенций с точки зрения инноваций и высоких технологий. Здесь должна получить развитие вся экономика, экономика будущего. Мы говорим и о медицине, и о производстве – это и тонкая химия, новые материалы, машиностроительный комплекс именно с точки будущего развития как электротранспорта, новые источники энергии. Кстати, хочу обратить внимание, что это самый крупный проект Китая на «Шелковом пути», самый масштабный, и он этот статус подтверждает своими развитием, возможностями, участием наших китайских партнеров. Я хочу сказать, что в рамках существующей геополитической ситуации инициатива «Один пояс – один путь» и ее значение возрастает многократно, потому что нарушение экономических связей, логистических цепочек замедляет процессы экономики, и когда есть возможность именно конструктивно взаимодействовать в регионе, в том числе с такими крупными экономическими игроками, как Китай, Российская Федерация, с которой мы имеем самое тесное экономическое взаимодействие, то, конечно, и развитие этой инициативы, и нашего парка в рамках этой инициативы, я считаю, очень важно.
– Импортозамещение – одно из самых актуальных понятий последнего времени. Оно вас затрагивает?
– Китайские партнеры здесь построили несколько заводов в области машиностроения. Когда мы говорим про машиностроение, все подразумевают традиционные секторы экономики, вид экономической деятельности, ведь что можно еще там дополнительно развить? На самом деле, Республика Беларусь, даже будучи сборочным предприятием бывшего Советского Союза, не имела компетенции выпуска двигателей для своих большегрузных автомобилей «Минского автомобильного завода». Сейчас эти двигатели производятся, собираются здесь для «Минского автомобильного завода», притом они собираются по стандартам евро-5, евро-6. И сейчас этот завод востребован именно для нашей экономики и дает толчок для развития. Фактически это импортозамещение.
Все жители столицы и других стран мира пользуются уже электротранспортом, электробусами, которые выпускает «Белкоммунмаш». Мало кто знает, что этот импульс наше предприятие получило, поставив суперконденсатор, который выпустил самый первый производитель, открывший свое производство в парке «Великий камень». Импортозамещение – это неотъемлемая главная история, которая развивается в парке «Великий камень».
– Возможно ли сейчас поставить «железный занавес» не в политике, а в торговле с учетом тех процессов, которые мы видим: есть интернет-площадки, да и страны друг к другу стали ближе за счет увеличившейся скорости, улучшению транспортной инфраструктуры? Возможен ли «железный занавес» в экономике?
– Он невозможен вообще по определению. Это нереально во всех смыслах этого слова. Бизнес работает там, где ему выгодно. Он найдет возможности для реализации своих проектов. Эта аксиома, мне кажется, общеизвестна. Соединенные Штаты Америки уже дают серьезное послабление, в том числе, например, по лекарственным препаратам. Кстати, эта тема в Парке приобрела актуальное значение. Поэтому никакие препоны, кордоны и все, что с этим связано, не смогут помешать бизнесу активно и взаимовыгодно сотрудничать в любом регионе нашей планеты.
Подписывайтесь на нас в Telegram