Как будет выглядеть Евразия, ЕС и глобальная картина мира через год? Ответ искали участники Евразийского экономического форума

Как будет выглядеть Евразия, ЕС и глобальная картина мира через год? Ответ искали участники Евразийского экономического форума

Итальянская Верона на неделе вновь стала площадкой представительного Евразийского форума. Раз в год здесь разгораются дискуссии о будущем большого континента. Как сохранить равновесие в большой Евразии?  

Борьба за лидерство Монтекки и Капулетти могла бы не привести к трагедии Ромео и Джульетты, если бы два родовых клана древней Вероны выбрали путь дипломатии, а не вражды в решении накопившихся взаимных претензий – примерно так звучит самая популярная метафора у выступающих со сцены веронского форума. 


Гости и участники любят сравнить события, описанные великим Шекспиром, с состоянием дел в мировой политике, дипломатии и экономике, намекая на то, что и в древние века, и в современном мире, людям по-прежнему не хватает нужных слов и воли и формат Евразийского экономического форума позволяет хотя бы это осознать.  

Приветствие участникам направляют президент России Владимир Путин и Папа Римский. В кулуарах можно запросто встретить бывшего итальянского премьера и экс-главу Еврокомиссии Романо Проди, который так устал от внимания прессы, что не оставляет ей никаких шансов, или одного из богатейших людей России Виктора Вексельберга, который занимается не только солнечной генерацией, но и активно инвестирует в IT-сферу, являясь Председателем Попечительского совета «Сколтеха» и всегда открыт журналистам.

Виктор Вексельберг, председатель совета директоров группы компаний «Ренова»: «Исходя из моего представления, в Беларуси большой потенциал, ребята, на сколько мы знаем, талантливые, молодые».

Бизнесмены, финансисты, дипломаты, политики, представители медиа – из года в года веронский форум прибавляет и статусом участников, и глобальностью обсуждаемых тем – последствия пандемии коронавируса, цифровизация общества, европейские и мировые цены на энергоносители, климатические цели и проблемы их достижения. Одни из главных дискуссий развернулись, конечно, вокруг энергетической проблематики. Природный газ побил все мыслимые рекорды, достигнув почти 2000 долларов за 1000 кубометров, энергетический уголь всего за 10 дней подорожал на треть, преодолев исторический максимум в 234 доллара за тонну, нефть отыгрывает утраченные позиции и торгуется за 85 долларов за баррель. Небывалый, критичный рост цен на основные виды ресурсов вызывает настоящую панику у потребителей и серьезные споры у политиков и представителей корпораций – почему это происходит и где выход. Карин Кнайсль, экс-министр иностранных дел Австрии в правительстве Курца, сегодня входит в совет директоров «Роснефти» и профессионально рассуждает о причинах кризиса. По ее мнению, которое, впрочем, разделяет сегодня огромное количество экспертов, основа всего не заговор России или стран Залива, а излишне амбициозный европейский план перехода к зеленой энергии.

Карин Кнайсль, член совета директоров «Роснефть»: «На мой взгляд, все началось в 2014 году, было все меньше и меньше инвестиций в инфраструктуру, в разработку газовых месторождений. И, с одной стороны, декларировалось движение к климатическому нейтралитету, а с другой – подрастал спрос на газ. Когда мы увидели падение цен на нефть, к примеру, многие сказали: все, это конец углеродной энергетики. Но сейчас мы возвращаемся к высоким ценам и видим, что экономический рост, который показывают экономики Азии или Европы, требует больше энергии. И что происходит? Вы отказываетесь от угля, от ядерной энергетики, от газа, но при этом нельзя сказать, что вы пришли к чему-то альтернативному. Встает вопрос: а чем заместить этот растущий спрос? И на мой взгляд, сейчас речь даже не о высоких ценах, а о разрушенной работе энергетической цепи, потому что главная проблема сейчас – это не вопрос генерации энергии, а вопрос перехода к ее новым видам, как эту новую энергию передать потребителю, как ее доставить».

Действительно, возросшие энергетические потребности связывают с так называемым постковидным ростом экономик государств ЕС и Азии. Далеко не все регионы мира могут заявить, что они преодолели пик коронакризиса. Вопрос доступности и распределения вакцин в мире, стратегия, на которую делает ставку Всемирная организация здравоохранения, все еще актуальная проблема. Взаимное признание вакцин, протекция рынков, борьба фармакологических гигантов – все это центральные темы веронской дискуссии. Среди гостей итальянец Гвидо Раси, который долгое время возглавлял европейское агентство по лекарственным средствам, то самое, которое сертифицирует и признает новые вакцины и которое пока не выдало разрешение на использование в странах ЕС российскому «Спутнику V». Раси утверждает, что претензии чисто технические и совершенно не касаются самой формулы российской вакцины.  

Гвидо Раси, исполнительный директор Европейского агентства по лекарственным средствам (2011-2014; 2015-2020 г.г.): «Нет, это вообще не вопрос качества или, я бы сказал, потенциального качества. Вакцина, которая сделана в институте Гамалеи, какие тут могут быть вопросы? Здесь, конечно, вопрос производственной цепочки. Если вы производите вакцину в африканской стране, вы будете уверены в том, что качество Гамалеи сохранится? Возьмем вакцину Pfizer. Мы отменили ее регистрацию в самом начале, потому что, когда ее начали разливать в Бельгии, там были проблемы. Они снизили производство на 15%. Это нормально, иметь и решать такие проблемы перед тем, как выйти на массовое, промышленное производство. Но Европа обязана убедиться в качественном производстве. Проблема только в этом, здесь нет никакой политики».

И все же со словами Гвидо Раси можно поспорить. Там, где появляются огромные деньги, а выручку только двух фармгигантов Pfizer и Moderna на форуме оценили в 52 млрд долларов, не может не быть политики. Протекция, ограничения, санкции как способ политического давления в современном мире – одна из актуальных тем форума. Участники сошлись во мнении, что мировая политическая карта на пороге серьезной трансформации. Усиливающийся конфликт идеологий Польши, Венгрии и Европейского союза, уход с поста канцлера Германии Ангелы Меркель, нескончаемый миграционный кризис, который может усилиться в ближайшие годы из-за роста населения в Африке и нанести дополнительный удар по ЕС, формирование нового глобального блока США, Британии и Австралии, призывы со стороны европолитиков пересмотреть отношения ЕС и России для совместного противостояния Китаю. На последние предложения российские власти реагируют сдержанно, напоминая, что внешнеполитическим приоритетом для Москвы остаются ближайшие соседи.

Григорий Рапота, член совета Федерации РФ: «Не будет Россия рассматривать свой союз с Европой без учета интересов союзников по ЕврАзЭС, понимаете, это очевидно. Поэтому ЕС это надо как-то признать и выстраивать отношения с Россией с учетом ее обязательств по ЕврАзЭС, по Союзному государству, по ОДКБ, по ШОС».

По мнению представителей ЕАЭС именно в таком политическом контексте должен выглядеть и ответ на санкции против участников евразийской интеграции. Если с одной стороны двери закрываются, с другой они должны открываться шире.

Ерболат Сембаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Италии: «Конечно, эти объединения для того и создаются, чтобы в трудную минуту друг другу можно было помочь».

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Наша пятерка развивается последовательно, шаг за шагом, и мы видим, что в Европейском союзе не так все устойчиво, и это тоже показатель того, что движение и интерес к сотрудничеству будет только нарастать. Беларусь сохраняет свои позиции, Беларусь сегодня, несмотря ни на что, показывает себя как очень достойный партнер».

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков: «Беларусь нам слишком близка, чтобы мы под каким бы то ни было предлогом отказывались от работы в бизнес-сфере. А то, что попытки будут или какие-то косвенные угрозы будут, к этому надо относиться философски, как говорил Черчилль: «Никогда не бойся угроз, игнорируй их в полном объеме, категорично».

Одним из ближайших и главных ответов на санкционное давление на Беларусь эксперты называют встречу Москвы и Минска в формате Высшего Госсовета Союзного государства, где должны быть подписаны стратегические экономические соглашения, за которыми внимательно наблюдают на Западе.

Антонио Фаллико, председатель совета директоров АО «Банк Интеза», глава ассоциации «Познаем Евразию» (Италия): «Сегодня очевидно, что чем больше Беларусь будет сотрудничать с Россией, тем сильнее она будет становиться и на внешнем периметре. Делать ставку нужно на настоящих друзей, но только сами вы можете решить, кто они. При опоре на сильных санкции будут бесполезны».

По мнению участников веронского форума, тренды мировой политики в ближайшие годы будут задавать темы климата и энергетической трансформации, дальнейшей цифровизации общества, глобальные миграционные процессы и последствия пандемии, которые пока лишь усиливают в мире социальное неравенство. 1,3 млрд человек живут примерно на один доллар в день и не имеют доступа к питьевой воде, 2 млрд не могут пользоваться электричеством. Бедные становятся беднее, а богатые увеличивают свои капиталы.

Как будет выглядеть Евразия, ЕС и вообще глобальная картина мира через год? Учитывая скорости, с которыми развиваются современные события, спрогнозировать новые вызовы вряд ли возможно. Определенно можно сказать, что ровно через год Верона вновь соберет высоких гостей. Тем для острых дискуссий хватит наверняка.

Подписывайтесь на нас в Telegram