На неделе Президент ещё раз напомнил о трёх китах высоких технологий, на которые делает ставку белорусская экономика. Прозвучали эти слова на встрече, где как раз и говорили об одном из этих стратегических направлений. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин приехал в Минск на первое в истории заседание Межгосударственного совета по космосу стран СНГ. Но прежде – встреча с Александром Лукашенко, который когда-то, по сути, отстоял право белорусов на большие космические планы. По протоколу планировалась встреча на 40 минут, а в итоге разговор продолжался около трёх часов. Даже сувениры здесь были с привязкой к космосу.
Это сейчас мы воспринимаем свой статус космической державы как должное. Но ведь того исторического запуска первого спутника в 2012-м году могло и не состоятся, если бы в 1990-х у руководства страны не хватило бы дальновидности и духа отстоять космическую научную школу и профильные производства. Ведь тогда по всему уже бывшему Союзу корпуса НИИ превращались в склады под джинсы и жвачку. И тогда это приносило живые деньги. Но в тот момент, что называется, «здесь и сейчас». Однако Беларусь пошла другим путём. Тогда, в 1990-х, встречаясь с учёными, Лукашенко поверил в них, сделал ставку на будущее, и этот расчёт себя оправдал.
Похоже, этот год будет по-настоящему космическим. Именно в 2020-м крупнейшие страны планеты решили продемонстрировать свои внеземные амбиции. Так, Европейское космическое агентство намерено рассмотреть Солнце в самой близи, для этого выведет спутник на орбиту вокруг звезды. Индия планирует провести первый испытательный запуск ракеты-носителя лёгкого класса, а Китай – отправить к Луне первую возвращаемую миссию. США хотят начать доставку астронавтов на МКС на собственных кораблях компаний Boeing и SpaceX.
При этом особенно манит и притягивает Марс. Свои автоматические станции на соседнюю планету готовы направить «Роскосмос» и НАСА. Да, пока это безжизненная пустыня. Но следующей остановкой в космической экспансии человечества может стать именно «красная планета». Хотя почему красная? Ученые уже рассматривают возможность «терраформирования» Марса, то есть изменения климата и поверхности, чтобы сделать земного соседа пригодным для жизни. Есть даже несколько стратегий: от импорта водорода и использования орбитальных зеркал до бомбардировки планеты астероидами. Разогреть планету, а затем освоить её – звучит как фантастика? Но лишь пока! Так или иначе, люди будут вынуждены активно осваивать космос.
Александр Скворцов, космонавт: «Совместно с российскими коллегами создается новый российско-белорусский аппарат дистанционного зондирования Земли. Приборы, созданные белорусскими учеными, успешно используются на МКС».
Олег Скрипочка, космонавт: «Все это – во многом благодаря белорусским ученым, чьи имена золотыми буквами вписаны в мировую науку. Желаем вам, дорогие коллеги, всегда находить ответы на самые сложные вопросы».
Это поздравление с Днём белорусской науки с Международной космической станции не просто дань уважения или знак вежливости. Космонавты и ученые вместе трудятся, чтобы заглянуть дальше в космос и рассмотреть новые неземные свойства в совершенно обычных явлениях. И глава госкорпорации «Роскосмос» не скрывает – на белорусских коллег рассчитывают особенно не только в России, но и на орбите. А в перспективе – и за её пределами.
Символом начала новой главы сотрудничества Беларуси и России в космосе стала «перчатка дружбы», которую Дмитрий Рогозин подарил нашему Президенту. Впрочем, на орбите давно находится совместная орбитальная группировка спутников. До сих пор был паритет: можно было пользоваться снимками с одного белорусского аппарата и с одного российского. После подписания этого соглашения к группировке присоединились еще пять российских спутников «Канопус». Кстати, в отличие от Земли в космосе нет барьеров при пересечении границ. По крайней мере, пока. А значит, можно снимать всё.
Владимир Юшкевич, начальник Центра управления полетом Белорусского космического аппарата: «Можно посмотреть, как НАТО проводит учения возле границ Беларуси. Ведь мало слышать шум гусениц, надо еще иногда и подглядывать».
Это вполне прозрачный намек на оборонную функцию, которую спутники также выполняют. Впрочем, мало получить снимок – необходимо грамотно его обработать, расшифровать и сделать выводы. Самый мощный в стране суперкомпьютер – также результат совместных разработок Беларуси и России.
Изначально белорусский космический аппарат был рассчитан на пять лет эксплуатации. Но платформа получилась надежной, и срок полета продлили. И если в начале «сделать Беларусь космической державой» – это был имиджевый проект, то сегодня очевиден его коммерческий успех.
В цифрах доход превысил 80 миллионов долларов. Это продажа специального программного обеспечения и сопутствующих технологий, снимков с орбиты своим и зарубежным партнерам. А также реализация целевой аппаратуры. Впрочем, конструкторы уже разрабатывают новый аппарат: он будет современнее, универсальнее и, разумеется, более зорким. Запуск белорусско-российского аппарата намечен на 2024 год. И заметно, что инженерам, конструкторам и разработчикам уже сейчас не терпится опробовать все его возможности. Для предприятий космической отрасли нет лучшей рекламы, чем то, что твое оборудование надежно и стабильно работает в космосе. То есть оно должно иметь лётную историю. После установки целевой аппаратуры на белорусском спутнике наш «Пеленг» получил серию заказов.
Дмитрий Рогозин в превосходных тонах отзывается о качестве продукции «Пеленга» и «Интеграла». И зачастую она действительно не имеет аналогов в мире. А если что-то подобное и производится, то барьером становятся либо санкции Запада в отношении России (это также повод наладить более плотное сотрудничество), или вопросы доверия – ведь не исключено, что среди миллионов транзисторов окажутся несколько «троянов», которые по команде выведут оборудование из строя. Бывает и так. Беларусь же – партнер надежный, с надежным оборудованием.
Одна такая интегральная фотоприемная матрица высокого разрешения стоит, как хороший автомобиль. Именно на неё проецируется изображение на спутнике. И понятно, что такая плата в условиях космической радиации должна работать без проблем, ремонта и замен. Мы не запускаем ракеты, но мы создаём оборудование, которое с высоты в 500 километров и на огромной скорости способно рассмотреть время на Биг-Бене или Курантах. И это тоже «просто космос». Ведь так говорят, когда что-то восхищает. И действительно, нам есть чем гордиться. Опыт, чувство собственного достоинства и желание познать новое – все это и заставляет ученых раздвигать горизонты, в том числе и космические. И в этом пространстве есть место и для Беларуси.
Подписывайтесь на нас в Telegram