В своих репортажах мы постоянно показываем работу госуправленцев разных уровней: от Президента до председателя райисполкома. А сегодня вашему вниманию не совсем обычный репортаж о государственной службе.

В своих репортажах мы постоянно показываем работу госуправленцев разных уровней: от Президента до председателя райисполкома. А сегодня вашему вниманию не совсем обычный репортаж о государственной службе. 

Дело в том, что во вторник в Беларуси отметили «Век дипломатии». 22 января стал Днём дипломатического работника. Как говорит статистика, по всей  планете расположены 79 белорусских посольств и генеральных консульств, ещё шесть представительств нашей страны работают при различных международных организациях, таких как, например, ООН или ЮНЕСКО. 

Эта работа на благо страны, но за её пределами, как правило, для многих из нас не видна. Хотя, безусловно, достойна того, чтобы узнать о ней подробно. Что же значит, что быть дипломатом: по характеру и по профессии? Александр Злобин провёл один день с Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в Египте Сергеем Рачковым. Это Посольство, как пример всей палитры дипломатической службы: здесь вам и развитие экспорта (есть совместное производство по сборке МАЗов), и гуманитарные проекты – сюда на тренировочные сборы едут белорусские спортсмены и по туризму – это одно из самых популярный направлений. Наконец, Восток, как известно, дело тонкое. Но у Минска с Каиром отношения, как говорят, «на взлёте». 

Каир просыпается рано, если вообще когда-то засыпает. Один из самых густонаселённых городов мира, а здесь проживает 26 миллионов человек и ещё миллионов пять каждое утро приезжают на работу – гудит, не смолкая. А столичный траффик – отдельная тема. Светофоров минимум, а пешеходных переходов нет в принципе. Всё движется по какому-то наитию…  

Хочешь что-то успеть – надо вставать на заре. И сразу в дорогу. 

Забегая вперед, скажем, что работа белорусского дипломата – это не «паркет» (то есть приёмы и церемонии). Особенно это заметно здесь – среди песков! Это разъезды: встречи, переговоры, предложения и презентации. Как правило, экономических проектов. 

Сергей Рачков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Египте: «Мы занимаемся предметными конкретными вопросами. Реализацией проектов. Акцент на экономической дипломатии».

Кстати, белорусы здесь и ввели в моду требование нашего Президента: стать в первую очередь министерством торговли. Другие посольства посмотрели, подумали и тут же переориентировались.

Но в дипломатии есть секреты, которыми не принято делиться с коллегами. Например, найти пропорцию между твёрдостью в отстаивании интересов своей страны и гибкостью в поиске компромисса помогает только опыт. А вот принцип, который позволяет добиваться успеха в Африке, в регионе Ближнего Востока, по словам Сергея Рачкова, звучит просто «вежливая настойчивость». Посмотрим, где и как он работает! К тому же вот и первая остановка. 

Сборочное производство Минского автомобильного завода организовали всего за год. И сегодня здесь вовсю кипит работа. Начиналось же всё с этого предложения Александра Лукашенко, которое он адресовал египетскому коллеге Абделю Фаттаху аль-Сиси во время визита в Каир два года назад.

Технологии, обучение, рабочие места – триада, в которой Египет заинтересован больше всего. А потому для реализации проекта включён режим форсаж. Чтобы постоянно поддерживать такой темп, промышленникам необходима помощь дипломатов, которые отлично ориентируются в коридорах египетской власти. 

Два года, а тем более пять лет – слишком долго, считают и египтяне, которым строительная техника нужна «здесь и сейчас». Ведь рядом набирает мощь мегапроект – строится новая столица. Новый Каир – будущий административный и финансовый центр страны: цифровой и современный. 

Помните: второй пункт триады – обучение? А потому следующая остановка – Таббинский металлургический институт.

В окнах вуза самый что ни на есть индустриальный пейзаж – на комбинат, для которого здесь готовят кадры. Завод в своё время возвели советские специалисты. Профессора и доценты из Минска, Москвы, Ленинграда, Магнитогорска учили будущих инженеров. Но потом социалистический Египет взял курс на запад, который не особенно стремился просвещать и обучать. Впрочем, здесь хорошо усвоили не только сопромат, но и уроки истории. Время собирать камни, считает ректор вуза, а потому с металлургическим институтом заключены железные договоренности, не без помощи посольства.

Алаад Эльдин Зохир, ректор Таббинского металлургического института: «Сильная сторона белорусских вузов – крепкое взаимодействие с предприятиями. Этот компонент мы, к сожалению, утратили. Поэтому нас в первую очередь интересует ваш опыт в налаживании таких связей. Для этого мы и создали совместный факультет с БНТУ. Студенты первые два года будут учиться здесь, следующие три курса – в Беларуси. И не только за партами, но и в цехах».

Эффективность работы дипмиссии зависит от профессионализма команды, которая представляет страну за рубежом. В Каире белорусское посольство, как и десятки других, располагается в квартале Доки. Причём трёхэтажное здание круглосуточно под охраной. 

Да, в Египте стало спокойнее, но до сих пор действует режим чрезвычайного положения, проходит крупномасштабная антитеррористическая операция в Северном Синае. Всего в Каире аккредитовано пять дипломатических работников. Немного, учитывая, что помимо Египта они представляют интересы Беларуси в Судане, Алжире и Омане. К тому же их миссия – не только способствовать дружбе между странами, но и помогать обычным белорусам: тем, кто здесь поселился, приехал в командировку или на отдых. Последних, понятное дело, больше всего. С ними же и больше всего хлопот – бывают несчастные случаи. Чтобы вернуть тело на родину, требуется собрать и оформить массу документов, нередки и депортации, например, арестованных за хулиганство или по линии Интерпола. Приходится помогать женщинам, которые вышли здесь замуж, но столкнулись с домашним насилием. В общем, консульская работа – это не только оформление виз. Или вот как теперь – самая частая ситуация. 

Для выдачи свидетельства на возвращение в Беларусь нужна справка из полиции. Туда наш атташе отправляется. По дороге интересуемся, какой случай был самым запоминающимся? Конечно, тот что закончился хэппи эндом.

Вообще же на случай чрезвычайных ситуаций в посольстве выработана чёткая система реагирования: нет ли среди пострадавших белорусов – эту информацию дипломаты получают не только в МВД и Минздраве, но и по неофициальным каналам. К тому же телефон помощи консула работает днём и ночью. Дальше следуем за послом туда, где несмотря на минимальные январские +10, будет горячо.

Это пусть и тренировка, но с полной отдачей. Удары в боксе не смягчают. Так в спаринге с египетской командой проходит подготовка юношеской сборной Беларуси к чемпионату Европы. Польза обоюдная. И в итоге, конечно, побеждает дружба. Летом в Стайках уже ждут гостей из Африки. А с министерством спорта Египта условились: за боксерами на берега Нила могут приехать и пловцы, и гребцы, и борцы.  

Впрочем, не так давно потомкам фараонов было не до зрелищ: кипели совсем не спортивные страсти. Чтобы понять, почему Беларусь здесь сегодня так активно работает, надо знать, через какой шторм прошла страна. 

25 января 2011 года навсегда войдёт в египетскую историю как День гнева. Здесь на площади Тахрир собиралось до миллиона человек. И здесь набрала силу и мощь «Арабская весна», которая потом словно снежный ком прокатилась по многим странам региона, неся хаос и разрушения. Восемь лет назад Египет вступил на опасный путь революций, которые серьёзно подкосили экономику: бедность и безработица, упадок промышленности, отсутствие доверия к национальной валюте. 

В 2013 году, когда произошла вторая революция в этом десятилетии, экономика страны катилась в пропасть. К власти пришёл военный Абдель Фаттах аль-Сиси, которому предстояло объединить страну и народ. Частично ему это удалось. 

И да, сегодня Египет движется к сильной президентской власти. Можно спросить: опять, обратно? Ведь была же эпоха Мубарака? Но эта власть, наводя порядок, слышит народ, строит жильё, дороги, больницы. И попутно ищет новых надёжных партнёров. Египет разочарован политикой западных стран, которые (не секрет) раздували пламя «арабской весны», а затем ушли, оставив государства региона один на один с проблемами, рассчитывая наблюдать издалека. Не вышло – волна миграции догнала и захлестнула старую Европу.

Визит Александра Лукашенко в Каир открыл новую веху в отношениях между странами. Президенты быстро нашли общий язык. За счёт чего? Дело в том, что с проблемами, которые решает сейчас Египет, ранее на заре суверенитета сталкивалась и Беларусь. Поэтому Александр Лукашенко чётко знал, какие проекты надо предлагать. И это сработало. 

Такое политическое взаимопонимание – залог того, что совместные проекты не рассыплются, как песочный замок, а будут долговечными, как пирамиды. Об этом с послом Беларуси беседуем, когда за окном уже стемнело.

Кстати, разговор, по совету дипломата, стоит вести не столько о прошлом, сколько о будущем визите – летом в Минске ждут Абделя Фаттаха аль-Сиси. 

Но и после этого разговора время не отдыхать, а заглянуть в Каирскую оперу. Здесь и нынешний сезон открывали балетом «Спартак», в постановке Валентина Елизарьева. А нынешний директор помогал ему в этом. А белорусам Магди Сабер на гастролях в Минске обещал хореографию с национальным колоритом. 

Не скроем, дипломатов мы сопровождали больше суток. Были и в древней Александрии, где в свободной экономической зоне собирают тракторы. Железные «Беларусы», став мощнее, но не потеряв в надёжности, возвращаются на египетские поля. 

А фонд из 7,5 миллионов книг Новой Александрийской библиотеки пополнило уникальное факсимильное издание работ белорусского просветителя Франциска Скорины. Символ того, что мы готовы не просто торговать, а вместе создавать; не брать, а делиться. На этих принципах Беларусь и строит свою внешнюю политику.

Делая ставку на Египет, Беларусь учитывает множество факторов. Здесь проживает почти 95 миллионов человек. Это сам по себе – огромный рынок. Исторически Египет – это торговые ворота на весь Африканский континент. 

И иметь ключи от этих ворот – дорогого стоит, но очень непросто. У Беларуси получилось. В чём секрет? Дело в том, что Беларусь – самостоятельный игрок, не вовлечённый ни в чьи геополитические орбиты, другими словами мы не ставим политических условий для сотрудничества. Можно было бы сказать только бизнес и ничего личного. Но Беларусь предлагает больше: мы готовы делиться технологиями и обучать персонал. И такая открытость вызывает встречное доверие. Что ж, ключи есть, теперь важно ими правильно распорядиться. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Злобин
География:
Египет